Соцзащита и опека это одно и тоже

Содержание

Соц опека – полномочия, обязанности и защита прав

Соцзащита и опека это одно и тоже

Любой человек должен иметь семью. Людей, которые всегда поддержат, вне зависимости от ситуации. Людей, которые не осудят за твои ошибки. Тех, кто всегда протянет руку в самых сложных ситуациях.

Зачастую не все происходит так, как задумано. Возникают противоестественные ситуации, по итогу которых дети остаются лицом к лицу с трудностями.

В подобных нестандартных ситуациях дети попадают под бдительное внимание учреждений, которые контролируют различные области общества, и переводятся в благоприятные условия. Иногда над такими несовершеннолетними устанавливают социальную опеку.

Органы опеки и попечительства – что это?

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

В зависимости от величины населенного пункта в нем может находиться отдел ООП или отсутствовать. В небольших поселениях и городах функции опекунской службы на себя могут брать местные органы самоуправления.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  • Социальные.
  • Образовательные.
  • Медицинские.
  • Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Функции органов опеки и попечительства

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  • Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  • Учет детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  • Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  • Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Полномочия

Государственные полномочия опекунских органов состоят в работе, которая взаимосвязана с оказанием подопечным или попечителям помощи в обретении соц. услуг гражданами пожилого возраста и детьми, мед. помощи.

ВАЖНО! Среди направлений деятельности имеется подготовленность и подбор физ. лиц, выражающих собственное желание становиться попечителями или взять в семейство сирот и лиц из их окружения, которые остаются без попечительства родителей.

В полномочия опекунского органа причисляется взаимодействие с иными органами исполнительной власти регионов России: местным самоуправлением, больницами, образовательными организациями. Также представленное подразделение работает с другими учреждениями, работа которых связывается с детьми-сиротами и малышами, остающиеся без попечения родственников в рамках закона России.

В полномочия опекунских органов включается:

  1. Защита интересов по закону и прав лиц, которые хотят установить над ними попечительство или опекунство.
  2. Защита интересов людей, находящихся под опекой или попечительством.
  3. Надзор за работой попечителей и опекунов, организаций, в которых располагаются частично или полностью недееспособные лица.

Также представители опекунских советов будут контролировать сохранение собственности и управление собственностью тех лиц, которые располагаются под попечительством, патронажем, опекой или помещаются под надзор в больницы района, образовательные организации, включая другие учреждения, которые предназначены для малышей-сирот, а также детей, остающихся без попечительства родственников.

Обязанности

Главными обязанностями опекунских органов по отношению к детям считаются:

  • Осуществление действий работников ООП только в соответствии с законодательством.
  • Выявление прав малышей, которые не достигли возраста 18 лет, как основных сфер работы.
  • Отслеживание уровня жизни людей младше 18 лет у их официальных попечителей.
  • Предоставление жилища сиротам, оказание помощи психолога и больницы, предоставление услуг по реабилитации.
  • Учет мнения малыша, когда ему больше 14 лет.

В ситуации перемены подопечным постоянного места проживания, организация по опеке должна:

  1. Передать полномочия по попечению опекунскому органу по соответствующему субъекту.
  2. Отправлять в попечительскую организацию региона определенное ходатайство на протяжении 3 суток с момента переезда несовершеннолетнего лица.
  3. Передать лично дело официанта определенной организации.

В обязанности опекунских органов также включается контроль полной сохранности собственности подопечных до достижения такими возраста 18 лет.

Права несовершеннолетних детей

К основным правам детей в семействе стоит отнести:

  • Проживание в родной семье и благополучие, способствующее развитию личности ребенка.
  • Проживание с родителями в одном месте до 14-ти лет.
  • Получение собственного имени, которое предоставляют родители по обоюдному согласию, отчество и фамилию от папы или мамы.
  • Открытое выражение личной позиции по любой проблематике и вопросам, которые касаются его интересов и воспитания.
  • Поддержание взаимоотношений и связи с каждым близким родственником, как со стороны мамы, так и стороны отца.
  • Защита личных прав всеми законными методами.
  • Обладание личными доходами.

Защита прав несовершеннолетних детей

Законом определяется, что защиту прав несовершеннолетних производят его представители – родители, опекуны или попечители. В ситуации, когда в порядке суда родители ограничивались в правах, то интересы малыша станут защищать опекунские органы.

https://www.youtube.com/watch?v=-BchJ5AqeBU

Когда родители или усыновители отсутствуют, то в качестве опекуна будет выступать администрация организации, когда человек будет помещаться.

Варианты защиты законных прав детей

Устанавливать защиту интересов малыша можно некоторым количеством методов, которые прописываются в законодательстве. Среди главных:

  1. Обращение в гос. органы. К примеру, полицию, опекунские органы. А также можно обратиться в комитет по правам несовершеннолетних, так как они работают по направлениям профилактики правовых нарушений, проведение психологической и социальной реабилитации.
  2. Разбирательство в суде. Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних граждан способно осуществляться в рамках гражданской и административной процедуры. Происходят ситуации и уголовного порядка. Иск предоставляет опекун малыша от собственного имени.

Когда опекунские учреждения устанавливают, что имеется противоречие в интересах малыша и родителей, то они не могут представлять несовершеннолетнего.

Защита прав детей в сфере образования

Право на бесплатное общее образование закрепляется законодательно, при этом нарушения в этой области имеют довольно распространенную характеристику. Даже когда несовершеннолетний будет принимать различные меры для лучшего обучения, должностные лица учреждения сферы образования способны потребовать платежи финансовых взносов. Они в основном предназначены для:

  • Приобретение учебников.
  • Ремонт
  • Покупка воды.
  • Закупки школьной формы и иные траты, которые не имеют отношения к процедуре обучения.

ВНИМАНИЕ! Требование платежей от должностных лиц учреждений, преподавателей, родительского комитета считается незаконным. Когда во время неуплаты ребенку ставят препятствия в процедуре получения знаний, нужно обращаться в прокуратуру.

Когда несовершеннолетнему нужно продолжать обучение в этом учреждении, законным представителям нужно проявлять тактичность. Предпринимать дальнейший шаг требуется лишь в той ситуации, когда прошлый не дал благоприятного итога. Совместное обращение в каждое ведомство способно становиться причиной негативного взаимоотношения к малышу со стороны преподавателей.

Защита прав несовершеннолетнего нарушаемых в семье

Зачастую малыша нужно охранять именно от тех граждан, которые должны обеспечить его защиту. Проблема раннего определения жестокого обращения в семействе остро стоит перед специализированными органами.

Законные представители чаще всего подвергают опасность жизнь и здоровье граждан, не достигших возраста 18 лет, а также их собственности. Особенностью данных правонарушений считается сложность в определении. Конфликтные ситуации, которые происходят в семье, закрываются от посторонних глаз. Это формирует дополнительную опасность для малыша.

Заявление в органы соцзащиты

В системе соцзащиты района и жителей страны России имеются специализированные органы, которые отвечают за охрану прав несовершеннолетних. Это соц. опека и попечительство.

Законы России по опеке передаются для выполнения муниципальным органам. Следовательно, любой административный район обладает собственным отделом.

Осуществление полномочий производится по заявлению. Когда законному представителю нужен документ для защиты имущества несовершеннолетнего, требуется обращаться в отдел по месту регистрирования ребенка или месту нахождения собственности. Когда детские права нарушены, родителями или опекунами, то заявить об этом в опекунский орган способен любой человек.

Восстановление нарушенных прав

Восстановление нарушаемых прав лиц, не достигших возраста 18 лет, осуществляется в порядке суда и предполагает всестороннее разбирательство при участии, как государственных органов, так и представителей по закону.

Обязательно станет заслушиваться мнение отдела по защите прав детей. При условии наличия настоящего правового нарушения судебный орган и социальная опека всегда встает на сторону малышей.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Продажа жилья, одним из собственников которой считается малыш, может производиться лишь при наличии согласия организации в виде письма по защите юридических полномочий лиц, которые не достигли возраста 18 лет.

СПРАВКА! Уполномоченные работники должны требовать от законных попечителей малыша документальные доказательства того, что взамен реализуемого жилища покупается равноценное. Иначе работники органа попечительства должны отказывать опекуну в ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба обязан производиться контроль за наследством лица и за тем, как до достижения малышом возраста восемнадцати лет, этой собственностью распоряжается его законный опекун. Во время выявления определенных нарушений или несанкционированного растрачивания собственности малыша, опекунские органы должны вмешаться.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Когда осуществляется нарушение прав ребенка, во время поступления сигнала в специализированный орган, виновное лицо способно наказываться. При этом жалобу может подать:

  1. Сам ребенок.
  2. Мама или папа.
  3. Иной родственник.
  4. Сосед.
  5. Преподаватель.
  6. Любое иное лицо.

В основном подобные заявки довольно редко поступают в опекунские органы. Из-за этого, достаточно часто нарушители остаются без наказания.

Когда сведения о нарушении прав выходят за пределы дома или образовательной организации, виновные граждане привлекаются к административной или уголовной ответственности. Родители во время значимых нарушений способны сначала ограничиваться, а после лишаться собственных прав. В этой ситуации дети передаются под опеку государственных органов.

Источник: https://opeka-rf.ru/opekunstvo-i-popechitelstvo/sots/

Соцзащита и опека это одно и тоже

Соцзащита и опека это одно и тоже

Органы опеки и попечительства — это ведомства, в чьи обязанности входит защита прав и интересов тех, кто в силу возраста (дети) или состояния здоровья (недееспособные люди) защитить свои права и интересы не могут.

Законодательная база

Отдел опеки в субъектах РФ является структурным подразделением муниципальных и региональных администраций. Как правило, входят в состав департаментов или министерств образования.

В своей работе сотрудники органов руководствуются основными законодательными актами, действующими в мире (Конвенция ООН о правах ребенка), принятыми и действующими на территории РФ (Конституция, Гражданский, Семейный кодекс и пр.

, закон «Об опеке и попечительстве» и др.), а также региональными законами.

Основные положения, чем занимаются

Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:

  • служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
  • служба опеки взрослых недееспособных граждан.

Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных

Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:

  • Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
  • Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
  • Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
  • Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
  • Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.

Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних

Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда.

Задачи органов опеки и попечительства

Функции и задачи:

  • Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
  • Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
  • Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
  • Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
  • Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.

Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).

В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.

В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.

Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки

Права и полномочия органов

Полномочия:

  • Выявлять, вести учет, контролировать количество людей и детей, нуждающихся в опекунстве.
  • При необходимости подавать в суд иски в отношении людей, которых необходимо признать полностью либо частично недееспособными или которым необходимо вернуть (восстановить дееспособность) вследствие того, что изменились обстоятельства, влияющие на состояние человека, лишенного прав.
  • Установление или снятие опеки и/или попечительства.
  • Контроль опекунов (людей и учреждений), а также проверка условий быта и проживания подопечных (проведение плановых и внеплановых, внезапных проверок мест проживания опекаемых детей и недееспособных взрослых). Составление отчетов на основании проведенных проверок.
  • Контроль того, как назначенные ответственными люди распоряжаются средствами подопечного, прием отчета от этих людей, проверка отчетности, своевременное реагирование в случае нарушения прав больного человека.
  • Разрешение или отказ в проведении сделок с имуществом детей или недееспособных.
  • Подбор, проверка и учет людей, которые хотели бы стать опекунами, информирование этих граждан, всесторонняя помощь им в рамках закона.
  • Определение формы устройства детей, оставшихся без родителей.
  • Подготовка информации для базы данных сирот и формирование этой базы (в некоторых регионах такую информацию выставляют в открытие источники), чтобы в этой базе детей искали потенциальные усыновители и опекуны.
  • Подготовка заключения о том, что те или иные граждане по всем пунктам готовы к принятию в семью подопечного.
  • Информирование жителей региона о том, какие формы принятия в семью детей-сирот существуют; информирование кандидатов в приемные родители или опекуны о возможностях подбора подопечного в базе данных.
  • Реагирование на сигналы о том, что где-то дети или недееспособные люди находятся в опасном для них положении, принятие мер по их защите, в том числе с привлечением спецслужб.
  • Формирование пакета бумаг, разрешающих раздельное проживание подопечного и его законного представителя. Такое разрешено законом в случае, если опекаемому исполнилось 16 лет. Как правило, данное разрешение оформляют, когда подросток отправляется на обучение в другой населенный пункт.
  • Представление интересов подопечных, в том числе в судебных разбирательствах.

Источник: https://lawsexpert.ru/soczashhita-i-opeka-jeto-odno-i-tozhe/

Задачи и функции отдела социальной защиты населения

Соцзащита и опека это одно и тоже

Социальная защита населения — одна из основных задач государства. Направление реализуется путем проведения мер по соблюдению прав гражданина и нацелено на удовлетворение социальных потребностей личности. В России реализация социальной защиты осуществляется посредством такого института, как отдел социальной защиты. Они есть в каждом районе города.

Отдел социальной защиты

Отдел социальный защиты — специализированное бюджетное учреждение, имеющее четкую структуру, организационную форму и стандарт оказания услуг.

Все люди, работающие в комитете социальной защиты населения, должны иметь соответствующую компетенцию, уровень образования и медицинскую книжку.

Невозможно привлечение к работе лиц, бывших в местах заключения свободы, а также находящихся на учет в полиции.

Основные задачи ОСЗН

К основным задачам, которые должен выполнять отдел по защите прав граждан, относятся:

  1. Создание и поддержание системы соцзащиты в рамках конкретного района.
  2. Создание комфортных условий проживания для всех категорий граждан, в том числе маломобильных людей, обслуживание граждан пожилого возраста.
  3. Проведение мероприятий, направленных на улучшение демографии, поддержку семьи и здоровых отношений в ней.
  4. Проведение профилактики беспризорности, социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

А также ряд других действий, направленных на реализацию социальной политики государства, а также охраны труда и здоровья работающих граждан.

Функции ОСЗН

Среди основных функций ОСЗН, установленных Министерством и Министром здравоохранения, можно выделить:

  1. Предоставление материальной помощи в виде денежных пособий и льгот лицам, находящимся в социально опасном положении и имеющим другие основания для отнесения в нуждающуюся категорию. Выплата детских пособий из средств федерального бюджета.
  2. Создание условий свободного передвижения для инвалидов и малоподвижных граждан, в том числе пенсионеров и матерей с маленькими детьми, поддержка и социальное обслуживание граждан определенных категорий.
  3. Формирование инфраструктуры, нацеленной на удовлетворение социальных потребностей: образовательных, медицинских, досуговых и других учреждений.

Что касается остальных функций социальной защиты, то они связаны с конкретной ситуацией в регионе, состава населения, экономического уровня и других факторов.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

В случае если родители злоупотребляют своими правами или проявляют жестокость по отношении к ребенку, он вправе обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. Если несовершеннолетнему уже исполнилось четырнадцать лет, то он может самостоятельно подать иск в суд.

При наличии подобного обращения со стороны детей уполномоченные органы обязаны предпринять меры по защите детских интересов. К таковым относятся: изъятие несовершеннолетнего из семьи, лишение родительских прав, арест и другое в зависимости от степени нарушения и отрасли права.

Патронат, опека, соцзащита, кдн

Соцзащита и опека это одно и тоже

Воронцова С.Н., соискатель кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии, завкафедрой гражданско-правовых дисциплин Серпуховского филиала НИЕВ.

Опека, соцзащита, КДН (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) – вот “три сосны”, в которых “блуждает” сегодня, никак не находя выхода, российское базовое законодательство по детям и семье и российская практика. Кратко поясню, потому что это важно.

  1. Парадоксы опеки и попечительства.

В теории. Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ “органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления”, а ст.

56 СК РФ предписывает органу опеки и попечительства защиту прав и интересов ребенка по месту его “фактического нахождения” – строго в соответствии с базовым мировым принципом: местная власть отвечает за каждого ребенка, фактически находящегося или оказавшегося на подведомственной ей территории.

Естественно, защита прав и законных интересов ребенка подразумевает и профилактику безнадзорности, и всю социальную работу на местах, и вообще все на свете. И это правильно. Но при этом тот же Семейный кодекс 1995 г.

посвятил целый раздел VI описанию обязанностей органов опеки, описанию обязанностей органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и ни слова не говорит о способах выявления насилия над ребенком, о правовых основаниях социального вмешательства в семью, о социальном сопровождении и т.п. и т.д.

На практике.

Указанный перекос Семейного кодекса привел к тому, что специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства занимаются, как правило, только кругом вопросов, прописанных в разделе VI СК.

И находятся органы опеки и попечительства в основном под управлением органов образования, а об их указанной в ст. 121 СК тождественности всему органу местного самоуправления все как-то забывают.

  1. Парадоксы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).

В теории. Пункт 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ 1999 г. “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” гласит: КДН, “образуемые органами местного самоуправления…

обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

На практике.

За четыре года, прошедшие после принятия ФЗ N 120-ФЗ, законодатели не сделали ничего для конкретизации указанных “мер по координации”, а КДН выполняют почти повсеместно (но не везде – см. в след. разделе) очень ограниченные административные функции – в соответствии со старым советским Положением 1967 г.

  1. Органы управления социальной защитой населения являются органами государственной власти (как и органы управления образованием) и свою важную и нужную работу осуществляют в основном самостоятельно, без должного контакта с другими ведомствами, с органами опеки и с администрациями муниципальных образований.

Результатом этого правового хаоса и общей несогласованности является то, что многие, очень многие дети оказываются вообще без какой-либо защиты в самых экстремальных ситуациях. И жаловаться некому.

В докладах Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры приводится немало случаев, когда доведенный до отчаяния насилием в семье ребенок после многочисленных безрезультатных обращений к властям (его самого или соседей) либо кончает с собой, либо убивает насильника-отца. И насилие родителей является одним из главных “поставщиков” детской уличной беспризорности.

В конце 2001 г.

Министерство образования внесло критически важные законопроекты, устраняющие указанный перекос и недопустимый социально-правовой вакуум СК РФ и ряда других базовых законов: предложенные “изменения и дополнения” узаконивают “акт органа местного самоуправления о признании ребенка находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждающий перечень мероприятий по защите его прав и интересов, сроки их выполнения и пересмотра”, вводят важнейшее для осуществления профилактического социального вмешательства в семью понятие “разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка” и т.п., допускают привлечение органом местного самоуправления на договорной основе учреждений различного ведомственного подчинения (“уполномоченные службы”) с целью оказания услуг, необходимых для эффективного осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми, по социальному сопровождению детей и семей социального риска, поиску, подбору и подготовке граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в замещающую семью, и др.

Законопроекты также узаконивают новую форму семейного устройства – патронатное воспитание, что позволит в исторически короткие сроки организовать работу детских интернатных учреждений, приютов и т.п. по принципу семейного содержания воспитанников и тем самым:

а) высвободить для столь необходимой социально-профилактической работы – “социального патроната” неблагополучных семей и детей примерно 200 тыс. сотрудников нынешних детских учреждений, сегодня занятых исключительно обеспечением проживания детей в этих учреждениях;

б) сократить площади, занимаемые детскими учреждениями, что приведет к существенной экономии бюджетных средств (в основном за счет сокращения затрат на капитальный ремонт существующих и строительство новых детских домов).

К великому сожалению, специалисты Министерства финансов оказались не способны просчитать эту экономию и дали в Госдуму отрицательный отзыв на такие актуальные законопроекты Минобразования, мотивируя свою позицию их якобы затратностью.

Встретили этот законопроект и два возражения Минтруда, с нашей точки зрения оправданные и устранимые:

а) поправки в СК должны наряду с патронатной семьей узаконить и семейную воспитательную группу – форма семейного устройства ребенка, временно отобранного у родителей, альтернативная помещению ребенка в приют и введенная приказом министра труда и социального развития в 1997 г.;

б) законодательное учреждение акта органа местного самоуправления как обязательного условия проведения в отношении ребенка мероприятий по защите его прав и интересов сегодня может существенно парализовать работу органов и учреждений социальной защиты с безнадзорными детьми, поскольку многие муниципалитеты, особенно те, на территории которых находятся вокзалы или приюты, не имеют кадров и ресурсов, достаточных для осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении “чужих” детей. Поскольку отказаться от этой поправки в СК нельзя (как уже говорилось, именно орган местного самоуправления должен нести ответственность за каждого ребенка, оказавшегося на его территории, и совершенно неприемлема ситуация, когда сейчас многие дети просто выпадают из поля внимания властей, например годами живут без регистрации в больницах и т.п.), то остается надеяться, что при приведении межбюджетных отношений в соответствие с только что принятым новым Законом о местном самоуправлении будет решена проблема субвенций органам местного самоуправления на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении оказавшихся на их территории детей из других муниципалитетов, регионов и стран.

Вместе с тем законопроекты Минобразования опять оставляют без ответа центральный вопрос – кто же будет “дирижером” (по выражению Л.И.

Тропиной) всей работы, с помощью каких системообразующих факторов будет на практике осуществляться координация всей работы органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи конкретным семьям и детям? Именно потому, что федеральный центр никак не разберется с этими вопросами, особо ценен опыт организации системной работы на местах.

  1. Опыт российских регионов и муниципальных образований.

Московская, Саратовская, Костромская, Смоленская области, г. Арзамас, Арзамасский и Княгининский районы Нижегородской области, Автозаводской район г. Нижнего Новгорода, Сегежский район Республики Карелия, г. Лысьва Пермской области, муниципалитет “Южное Бутово” г.

Москвы – обобщая известный нам уникальный опыт организации работы этих регионов и муниципальных образований по оказанию помощи детям, выделим из всего объема информации наиболее, с нашей точки зрения, важные управленческие организационные идеи и подходы, запускающие эффективную работу системы оказания социальной помощи детям на региональном и муниципальном уровнях. Говоря заведомо упрощенно, эти меры (некоторые из них могут быть реализованы без изменения действующего законодательства, т.е. практически “мгновенными” административными решениями) сводятся к следующим нескольким тезисам:

а) усиление властного функционала и укрепление штатными специалистами регионального и муниципальных системообразующих органов – межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, МКДН, призванных координировать работу всех ведомств и учреждений по оказанию необходимой “скорой помощи” и по реализации комплексных индивидуальных программ социального сопровождения и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации или в социально опасном положении;

б) учреждение ведомственными приказами должностей районного координатора социальной работы в органах здравоохранения, образования и др., введение должностей специалистов по социальной работе во всех учреждениях “территории детства и семьи” – за счет перераспределения функциональных обязанностей сотрудников и их переобучения;

в) привлечение общественных инициатив. На уровне, максимально приближенном к населению: при сельских, поселковых администрациях, в городских микрорайонах…

создание постановлением главы органа местного самоуправления общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые участвуют в выявлении кризисных ситуаций, способствуют развитию общественного наставничества в отношении кризисных семей с детьми и несовершеннолетних социального риска и т.п. Создание аналогичных комиссий на производстве (крайне желательно закрепить это отдельной строкой в Законе о профсоюзах);

г) развитие инфраструктуры семейного устройства, создание служб семейного устройства во всех детских интернатных учреждениях, кадровое укрепление органов опеки и попечительства и региональных операторов (банки данных) детей, лишенных родительского попечения, в целом создание благоприятных “дружественных” условий для российских усыновителей, привлечение к подготовительной работе с ними общественных инициатив, расширение программ устройства воспитанников детских учреждений в семьи граждан на период каникул и программ семейного наставничества (об опыте таких программ в Смоленской области см. брошюру РОО “Право ребенка” “На каникулы – в семью” на сайте: www.pravorebenka.narod.ru).

Организация во всех регионах, муниципальных образованиях и населенных пунктах Российской Федерации “работающей” системы по оказанию достаточно оперативной и хорошо скоординированной правовой и социальной помощи детям в экстремальных ситуациях и по недопущению (профилактике) таких ситуаций – важнейшая стратегическая задача России на современном историческом этапе.
  1. Противление злу ненасилием: о некоторых базовых принципах правозащитного движения.

В заключение несколько слов о базовых принципах правозащитного движения, как я это понимаю, на основании 30-летнего опыта такой деятельности. Правозащитник, как и врач, говоря метафорически, может быть назван homo compassibilis (человек сострадающий), при этом активно стремящийся страдания уменьшить.

Помочь конкретному человеку – такова, как и у врача, конечная задача деятельности правозащитника (в отличие от политика или какого-нибудь высокоидейного активиста, ратующего, например, за справедливое социальное переустройство мира и не брезгующего насилием ради достижения своих “великих” целей; поэтому любая политизация правозащиты фактически с ней несовместима).

“Противление злу ненасилием” – эта очень емкая формула главного практического принципа правозащиты принадлежит Леонарду Терновскому, который сам в свое время заплатил годами лагерей за активное сострадание ближнему.

Другой формулой правозащиты является древняя мудрость: “Убивший человека – убивает Вселенную, спасший человека – спасает Вселенную”, один узник совести – не меньше миллиона неправедно репрессированных; так чувствовал Андрей Дмитриевич Сахаров, поэтому мучительно трудно обрывал он в своих заявлениях “в защиту” перечни имен людей, в этой защите остро нуждающихся, чувствуя вину перед теми, кого все-таки не смог назвать. Именно такой сугубо личностный подход (работа по индивидуальным программам реабилитации) применяется в тех регионах и муниципалитетах России, где действительно озабочены спасением детей.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”.
  4. Конвенция ООН о правах ребенка // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002.
  5. Федеральный закон 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
  6. Сайт: www.pravorebenka.narod.ru.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/28117-patronat-opeka-soczashhita

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.