Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда

Покупка-продажа муниципального жилья – можно ли и как продать государственную квартиру без приватизации

Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда

Так называемые государственные квартиры предоставляются гражданам еще с постсоветских времен. Многие семьи живут в них на протяжении нескольких поколений, но не спешат  инициировать процедуру приватизации.

А так как жилой фонд находиться в собственности России, распорядиться даже несколькими метрами, а тем более продать по закону их жильцы не могут.

Однако наш народ весьма сообразителен, поэтому придумано несколько обходных путей, но связанных с определенными рисками.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Юридические тонкости муниципального жилья

Государственный фонд РФ в настоящий момент включает в себя массу жилых помещений, расположенных в домах, возведенных еще в постсоветские времена. Конечно, периодически государство выкупает несколько помещений в новостройках либо же пополняется за счет выморочного имущества, но это крохи, по сравнению с очередью граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Все квартиры входящие в состав государственного жилого фонда принадлежат стране, но по факту находятся на балансе муниципалитетов в том населенном пункте, где и возведены. Именно местные органы и распределяют квартиры между льготными категориями и иными лицами, находящими на очереди.

При принятии решения о выделении жилья с основным квартиросъемщиком заключается договор социального найма, который дает право не только проживать, но и оформить постоянную регистрацию. Члены семьи также указываются в договоре с дальнейшим предоставлением прописки и возможностью переоформить договор на одного из них в случае смерти главы семьи.

При этом, сколько бы ни проживала семья в муниципальном жилье право собственности не возникает, так как по сути они арендуют квартиру у государства, на весьма выгодных условиях.

А так как владельцами они не являются, продать квартиру, входящую в государственный жилой фонд по закону невозможно. Ведь распоряжаться жилым помещением в силу ст.

209 ГК РФ может только собственник то бишь Российская Федерация.

Но в данной ситуации важен не только владелец, а требования закона, которые социальные жильцы обязаны соблюдать. В частности:

  • норма квартирных метров на человека;
  • получение согласия на прописку собственника, то есть муниципалитета.

То есть дополнительно вселить даже временно в государственную квартиру еще одного жильца не всегда возможно, особенно, если метраж квартиры весьма скромный. Тем более сложно добиться разрешения на прописку, так как именно регистрация порождает несколько значительных гарантий, а именно:

  • право на проживание;
  • часть жилого помещения в случае приватизации;
  • выделение дополнительных квартирных метров с учетом нормы при расселении из ветхого жилья.

И именно в указанных факторах и заключаются лазейки, которые позволяют на законных основаниях продать муниципальную квартиру, но с использованием весьма хитрых схем.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае

Схема 1 – перевод прав соцнайма на иное лицо

Право проживать и ограниченно распоряжаться социальной квартирой, а также в дальнейшем приватизировать ее возникает только у тех лиц, которые прописаны в жилом помещении. Поэтому для того чтобы номинально продать государственные метры квартиросъемщики подают в местный муниципалитет заявление с просьбой о вселении с дальнейшей регистрацией нового жильца.

Но для того чтобы администрация гарантированно выдала разрешение на прописку третьего лица следует учесть следующие факторы:

  • относиться ли гражданин к родственникам;
  • каков метраж квартиры;
  • согласны ли иные члены семьи на вселение еще одного гражданина.

К оформлению регистрации родственников, даже дальних местные органы относятся достаточно лояльно, особенно, если есть уважительная причина для совместного проживания. Если кровное родство отсутствует в качестве оснований можно предложить оказание медицинских услуг на более высоком уровне в местной больнице, сожительство.

Важно! Если наниматель ссылается на родство по крови либо же по свойству, то есть через брак, муниципалитет попросит сей факт подтвердить документально.

При оформлении договора социального найма учитывается состав семьи, так как во исполнение ст.50 ЖК РФ муниципалитет не может предоставить жилье менее учетной нормы на человека. Норма квартирных метров утверждается на местном уровне, поэтому в разных областях может отличаться, но в среднем она варьируется в пределах 18 метров.

Именно норма на человека и играет ведущую роль при принятии решения о вселении нового жильца. В случае если метраж составляет менее учетной нормы, в прописке откажут, основываясь на ст.70 ЖК РФ.

А так как муниципальные квартиры в большинстве своем маленькие и прописано в них несколько поколений из одной семьи,  шансы получить согласие от администрации минимальны. Но выход есть.

Нужно выписать практически всех, оставив только одного либо двух, жену и мужа, к примеру.

Обратите внимание! При снятии с регистрации ребенка из муниципальной квартиры требуется согласие органов опеки, а также дальнейшая перепрописка несовершеннолетнего в жилье с метражом не менее учетной нормы.

И последним требованием для вселения нового жильца является наличие письменного согласия от иных лиц, которые уже прописаны в социальной квартире. Сие требование особых сложностей не вызывает, учитывая, что жилье готовиться к продаже, поэтому все уже согласны подписать любые документы.

При вселении нового жильца его прописывают по месту пребывания. Но регистрация может быть как временной, так и постоянной. При временной прописке гражданин не включается в договор социального найма, а значит впоследствии, не только снимается с регистрационного учета, но и не может участвовать в приватизации.

Далее процедура продажи муниципальной квартиры выглядит достаточно простой. Номинальные продавцы подают заявление в администрацию о снятии с регистрационного учета, получают деньги и выезжают. Новый жилец переоформляет договор социального найма уже на себя в качестве основного квартиросъемщика и инициируется процедуру приватизации, по окончании которой становиться полноценным собственником.

Схема 2 – использование дополнительной квартиры

Данная схема, по сути, повторяет предыдущую, но с некими особенностями, которые одновременно упрощают и усложняют процедуру для обеих сторон. Сделка будет быстрой, но понадобиться помощь риэлторов и подставная квартира, оформленная агентством на покупателя за его же деньги, естественно временно.

Так покупатель прописывается в муниципальной квартире, а прежние жильцы практически сразу же выписываются и регистрируются в другом жилье.

При наличии дополнительной жилплощади перепрописать детей можно без проблем, органы опеки препятствовать не будут.

И к тому же наличие другой регистрации дает гарантию уже покупателю, что прежние хозяева не смогут возобновить прописку, муниципалитет им откажет.

Далее в силу ч.2 ст.686 ГК РФ покупатель обращается в муниципалитет о признании его основным квартиросъемщиком и перезаключении договора социального найма уже на его имя и начинает процедуру приватизации.

Тем временем запасная квартира опять возвращается агентству, а деньги передаются уже продавцам муниципальной квартиры.

Так стороны больше защищены от риска отказа в выплате средств, но за риэлторские услуги придется заплатить.

Преимущества и риски номинальной продажи

Несомненным преимуществом подобной сделки выступает цена жилого помещения. Ведь все траты несет покупатель, поэтому и стоимость квартиры сравнительно низкая. К тому же социальное жилье, как правило, расположено в достаточно старых высотках, поэтому и рыночная цена не велика.

Однако, риски все равно значительны, поэтому схема с привлечением риэлторов и пользуются такой популярностью. Ведь агентство обладает возможностями проверить практически все данные, а также имеет множество знакомых в государственных учреждениях, что существенно ускоряет весь процесс.

Без риэлторов, покупатель может столкнуться со следующими проблемами:

  • отказ некоторых жильцов от прописки еще одного гражданина либо последующей выписки;
  • непринятие муниципалитетом решения о вселении в виду нарушения учетной нормы метража на человека;
  • долгий процесс снятия с регистрации продавцов, особенно, если речь идет о детях;
  • отказ от сделки и возврата денег;
  • завышение цены в процессе.

Минимизируем риски

За услуги риэлторов придется заплатить не менее 5% от сделки, на такие траты готовы не все, учитывая, что придется потратить достаточно солидную сумму на приватизацию от 10 до 30 тысяч рублей минимум. Но снизить риски все же можно.

  1. Необходимо проверить домовую книгу и количество прописанных лиц, особенно несовершеннолетних.
  2. Запросить сведения о долгах по коммунальным услугам, так можно еще снизить цену.
  3. Заручиться изначальным согласием на прописку всех жильцом в письменном виде.
  4. Передавать деньги только после перехода прав по договору социального найма в качестве основного квартиросъемщика и завершения приватизации с оформлением расписки.

Заключение

Осуществить покупку муниципальной квартиры в рамках действующего законодательства возможно только с использованием многошаговых схем. Если покупатель готов собирать множество документов, посещать государственные учреждения и доверяет продавцам, через 2 месяца он сможет стать полноправным владельцем собственной квартиры.

Понравилась ли вам статья?

Источник: https://SocPrav.ru/kuplya-prodazha-municipalnogo-zhilya

О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда санкт-петербурга

Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда
(С изменениями на 15 ноября 2017 года, внесенными Законами Санкт-Петербурга: от 17 апреля 2007 года N 125-27; от 10 октября 2007 года N 480-94; от 23 апреля 2009 года N 136-29; от 14 декабря 2009 года N 649-118; от 16 июля 2010 года N 373-96; от 19 января 2011 года N 715-5; от 14 июня 2011 года N 359-68; от 21 октября 2011 года N 593-118; от 25 октября 2013 года N 533-95; от 29 апреля 2014 года N 249-45; от 2 ноября 2015 года N 633-120; от 20 мая 2016 года N 238-45;

от 15 ноября 2017 года N 695-120.)

Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает порядок и условия продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений жилищного фонда социального использования и жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее – жилые помещения), а также особенности продажи отдельных видов жилых помещений.

Статья 1. Общие положения

1.

Продажа жилых помещений осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона или конкурса, а также в установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга случаях целевым назначением.

2.

Договоры купли-продажи жилых помещений от имени Санкт-Петербурга заключает по специальному поручению Правительства Санкт-Петербурга специализированная организация по результатам торгов или на основании правовых актов Правительства Санкт-Петербурга или уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее – уполномоченный орган) о продаже жилых помещений целевым назначением в соответствии с требованиями настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Статья 2. Продажа жилых помещений на торгах

1.

Продажа жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона или конкурса.

Торги по продаже жилых помещений проводятся в форме конкурса только в случае необходимости проведения ремонта, реставрации или реконструкции данных жилых помещений.

2.

Порядок проведения торгов по продаже жилых помещений устанавливается Правительством Санкт-Петербурга, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Продажа гражданам жилых помещений целевым назначением

1.

Продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения Правительства Санкт-Петербурга при условии принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга рекомендательного решения о продаже жилых помещений следующим категориям граждан, проживающих в Санкт-Петербурге:

чемпионам, серебряным и бронзовым призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, если они входят или входили в составы спортивных сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта от Санкт-Петербурга, и их тренерам;

гражданам, имеющим официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии спорта, имеющим государственные награды, почетные звания, если они входят или входили в составы спортивных сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта от Санкт-Петербурга и проживают в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее трех лет;

лауреатам государственных премий Российской Федерации, лауреатам премий Президента Российской Федерации, лауреатам премий Правительства Российской Федерации и премии Правительства Санкт-Петербурга;

гражданам, имеющим официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, законодательства и просвещения (в том числе гражданам, имеющим государственные награды, почетные звания) и проживающим в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее трех лет.

Граждане, указанные в настоящем пункте, имеют право на приобретение жилых помещений целевым назначением один раз.

2.

Продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принятого в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга:

1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, избравшим в качестве формы содействия приобретение жилых помещений целевым назначением;

2) гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, освободившиеся жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах продаются на основании их заявления;

3) гражданам, занимающим жилые помещения по договорам найма, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений, предоставленных в аренду организациям в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений;

4) гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания по причине аварийного или ветхого состояния, на основании их заявления данные жилые помещения продаются при условии проведения гражданами необходимого ремонта и устранения аварийного или ветхого состояния;

5) гражданам из числа реабилитированных репрессированных народов, проживающим в жилых помещениях, построенных в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти и(или) органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятыми до 1 января 2009 года, в целях организации на территории Санкт-Петербурга компактных поселений таких граждан, на основании их заявлений о приобретении указанных жилых помещений;

6) гражданам – участникам целевой программы Санкт-Петербурга “Жилье работникам бюджетной сферы”, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года N 648-91 “О целевой программе Санкт-Петербурга “Жилье работникам бюджетной сферы” (далее – целевая программа).

Условия продажи жилых помещений, в том числе условия продажи жилых помещений с рассрочкой платежа, гражданам – участникам целевой программы определяются Законом Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года N 648-91 “О целевой программе Санкт-Петербурга “Жилье работникам бюджетной сферы”;

7) гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, свободные жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах продаются на основании их заявления в случаях, если в результате продажи данные коммунальные квартиры становятся отдельными;

8) подпункт исключен с 27 ноября 2017 года – Закон Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года N 695-120 – см. предыдущую редакцию;

9) гражданам, занимающим жилые помещения по договорам, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятых в связи со вступившими в силу решениями суда о выселении таких граждан из предоставленных им для проживания в связи с характером их трудовых отношений жилых помещений, находящихся в частной собственности, занимаемые жилые помещения продаются на основании их заявлений.

3.

Количество жилых помещений (квартир и комнат), подлежащих продаже целевым назначением гражданам, указанным в пункте 1 и подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается ежегодно Правительством Санкт-Петербурга на основании данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, а также с учетом имеющихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга жилых помещений (квартир и комнат).

Продажа жилых помещений целевым назначением по основаниям, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, сверх установленного количества не допускается.

4.

При продаже жилых помещений гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, указанным в подпунктах 1-4, 7 и 8 пункта 2 настоящей статьи, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее – граждане, состоящие на учете), применяются следующие понижающие коэффициенты к рыночной стоимости:

1) для граждан, состоящих на учете более 15 лет, – 0,3;

2) для граждан, состоящих на учете от 10 до 15 лет, – 0,4;

3) для граждан, состоящих на учете от 5 до 10 лет, – 0,5;

4) для граждан, состоящих на учете менее 5 лет, а также для граждан, не состоящих на учете, но имеющих право постановки на учет, – 0,6;

5) для граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, – 0,4.

4_1. Понижающий коэффициент к рыночной стоимости, установленный подпунктом 5 пункта 4 настоящей статьи, подлежит применению при продаже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. Площадь жилых помещений, превышающая 33 квадратных метра, подлежит продаже по рыночной стоимости.

5. При продаже жилых помещений гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяется понижающий коэффициент к рыночной стоимости, составляющий 0,01.

5_1.

При продаже жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам найма, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений, предоставленных в аренду организациям в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений, применяется понижающий коэффициент к рыночной стоимости, составляющий 0,6, за исключением случаев продажи жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

6. Продажа гражданам жилых помещений целевым назначением осуществляется с рассрочкой платежа на основании их заявления о предоставлении рассрочки платежа.

Рассрочка платежа предоставляется гражданам на срок до пяти лет.

Рассрочка платежа предоставляется после оплаты гражданином первоначального взноса в размере не менее 30 процентов стоимости жилого помещения (далее – первоначальный взнос).

Первоначальный взнос, а также последующие платежи по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа осуществляются за счет средств граждан, за исключением средств социальных выплат (субсидий), предоставленных гражданину за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на приобретение или строительство жилых помещений.

Условия продажи гражданам жилых помещений с рассрочкой платежа в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга, определяются Правительством Санкт-Петербурга.

Статья 4. Продажа юридическим лицам жилых помещений целевым назначением

1.

Продажа целевым назначением жилых помещений осуществляется юридическим лицам, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург, созданным для непосредственной реализации целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на оказание содействия в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее – юридические лица, реализующие целевые программы Санкт-Петербурга), по стоимости, определяемой Правительством Санкт-Петербурга, в целях последующей продажи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга.

2.

Продажа юридическим лицам, реализующим целевые программы Санкт-Петербурга, жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принятого в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

Статья 5. Использование средств от продажи жилых помещений

Средства, получаемые от продажи жилых помещений, подлежат зачислению в бюджет Санкт-Петербурга и предусматриваются отдельной статьей доходов в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.

Статья 6. Заключительные положения

1.

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2.

Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 30 апреля 1997 года N 80-26 “О порядке продажи квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга”.

Источник: http://www.juryst.ru/zakonspb169-27.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.