Оценка в исполнительном производстве

Содержание

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве

Оценка в исполнительном производстве

Дела, по которым наложен арест на имущество, взысканию подлежит заложенное имущество, общая собственность и иным имущественным спорам, требуют оценки стоимости этого имущества.

По общему правилу, оценку может производить и судебный пристав-исполнитель, однако это происходит крайне редко, так как он обязан привлекать оценщика в случаях оценки: недвижимого имущества, ценных бумаг, в том числе инвестиционных паевых открытых и интервальных паевых ПИФов (кроме обращающихся на организованных торгах), имущественных прав, драгоценных металлов, камней и изделий, коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 000 рублей. Также оценка должна быть произведена и по иным материальным объектам, если должник не согласен с выводами судебного пристава-исполнителя.

Порядок

Судебный пристав-исполнитель в случае обязательного привлечения оценщика предварительно в направляемом акте устанавливает примерную стоимость вещи или права, после чего в течение месяца назначается оценщик. В течение трех дней по результатам получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества или права.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления руководствуется отчетом оценщика, в связи с чем возникает вопрос о правовой значимости отчета оценщика.

Носит названный отчет рекомендательный характер или же постановление должно быть составлено с точностью на основании отчета? Исходя из позиции, согласно которой судебный пристав-исполнитель привлекает оценщика в виду своей некомпетентности – отчет оценщика является основополагающим в постановлении.

Поскольку отсутствует норма, обязывающая с точностью отражать в постановлении отчет оценщика, возникают проблемы при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Впрочем, строго говоря, существуют две альтернативы: обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, то есть обжаловать его действия (ст.

85 ФЗ «Об исполнительном производстве») или же оспорить стоимость объекта оценки в части достоверности величины рыночной или иной стоимости (ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности»). Такой подход законодателя нельзя назвать формальным, хоть он и имеет множество проблем правоприменения, но это принципиальное разделение ответственности

Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя

Пристав-исполнитель вне зависимости от совпадения или несовпадения результатов оценки объекта с предполагаемым им размером стоимости объекта выносит постановление. При этом отсутствуют нормы, позволяющие судебному приставу-исполнителю не соглашаться с отчетом оценки оценщика или признавать отчет недействительным.

Однако обжаловать результаты оценки вправе заинтересованные лица в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

При этом для обжалования должник не должен доказывать свою заинтересованность, иные лица должны мотивировать заявлением, сославшись на нарушение их прав при заключении сделок, если размер стоимости объекта не будет изменен (например, Постановление Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2011 г. по делу № А44-955/2011).

Заинтересованное лицо, оспаривая постановление или отчет, преследует одну цель: изменение стоимости объекта. Следовательно, при каждом случае следует устанавливать отдельные юридические факты.

Оспаривать само постановление целесообразно, если пристав-исполнитель вопреки отчету оценщика установил самостоятельно стоимость объекта.

Может также сложиться ситуация, в которой следует оспаривать постановление ввиду того, что пристав-исполнитель вынес ошибочный вывод о достоверности отчета о стоимости объекта (например, решение Арбитражного суда респ. Мордовия от 15 декабря 2011 г. по делу № А39-436/2011).

Помимо этого неразумно оспаривать постановление, если оно основано на отчете специалиста – оценщика, привлеченного приставом, возможно затребовать проведение повторной оценки, однако в этом случае необходимо доказать одно из двух условий: постановление не соответствует законодательству об исполнительном производстве и оценке, или же постановление нарушает права и интересы заявителя. Примечательно, что законодательством не предусмотрена возможность не принять отчет об оценке или вовсе не выносить постановление. Более того, не предусмотрена возможность назначения повторной оценки судебным приставом-исполнителем.

Существенную роль при формировании позиции по данному вопросу сыграло Информационное письмо ВАС РФ № 92 от 30 мая 2005 г.

, в котором указано, что даже в случае, если судебным приставом-исполнителем был привлечен независимый оценщик, в судебном порядке оспариванию подлежит постановление пристава-исполнителя, так как этот акт устанавливает оценочную стоимость, а не отчет оценщика.

Однако Президиум ВАС РФ пересмотрел относительно недавно свою позицию, изложенную в Информационном письме № 92 от 30 мая 2004 г. ВАС РФ в Постановлении от 23 октября 2012 г.

по делу № 6083/12 указал, что величина стоимости объекта оценки, выявленная оценщиком и отраженная в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который лишен права на изменение величины стоимости объекта, а также внесение изменений в отчет оценщика. Следовательно, отчет носит не рекомендательный, а обязательный характер, постановление пристава полностью отражает отчет оценщика, что свидетельствует о целесообразности оспаривания отчет в порядке искового производства.

Классический подход относит оспаривание оценки объекта на стадии исполнительного производства к публичным делам, так как стороной выступает орган исполнительной власти – судебный пристав-исполнитель. Однако эти дела имеют особенности, основная из которых состоит в том, что заявитель должен доказать противоправность действий (бездействий) органа власти.

Услуги фирмы «BRACE»

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве требует профессионального подхода ввиду ряда сложностей определения объекта оспаривания, ответчика, способов защиты и правовой позиции.

BRACE на протяжении многих лет оказывает правовое сопровождение юридических и физических лиц в сфере судебного представительства.

Следует отметить, что BRACE оказывает как комплексные услуги, так и отдельные:

  • анализ и выработка правовой позиции;
  • координация действий доверителя по вопросам, связанным с оспариванием оценки имущества;
  • подготовка необходимых заявлений, ходатайств, жалоб и т.д.;
  • непосредственное представительство в суде;
  • координация действий при взаимодействии с органами государственной власти;
  • правовая помощь при исполнительном производстве;
  • помощь в сборе доказательств обоснованности своей позиции.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/283-osparivanie-rezultatov-otsenki-v-ispolnitelnom-proizvodstve

Оценка имущества судебными приставами

Оценка в исполнительном производстве

Одним из основных способов исполнения судебных актов является обращение взыскания на имущество должника. Это может быть недвижимость, автотранспорт, драгоценности и ценные бумаги, иные дорогостоящие активы.

Чтобы определить начальную стоимость для торгов или цену имущества, передаваемого взыскателю, в исполнительном производстве назначается оценка.

О правилах проведения процедуры оценки, способах защиты должника и взыскателя, читайте в этом материале.

Когда нужна оценка имущества приставами по исполнительному производству

Оценка представляет собой определение реальной стоимости имущественных активов. Обычно таким показателем является цена, за которую вещи, предметы или объекты можно продать на рынке.

Профессиональная оценочная деятельность может осуществляться организациями и частными экспертами, состоящими в СРО, имеющими квалификационные аттестаты.

В рамках исполнительного производства ряд полномочий по оценке предоставлен сотрудникам ФССП, хотя они не относятся к профессиональным субъектам оценочной деятельности.

Оценка имущества по исполнительному производству проводится в следующих случаях:

  • для определения соразмерности арестованного имущества и суммы задолженности (нельзя наложить арест на активы, если их рыночная цена несоразмерна требованиям взыскателя);
  • для определения начальной цены при реализации через торги, через специализированную организацию;
  • для оспаривания постановления пристава об оценке, если с ней несогласны взыскатели или должники;
  • для определения цены вещей и предметов, передаваемых напрямую взыскателю в счет погашения долга.

Обратите внимание! Если по решению суда должник обязан передать взыскателю определенную вещь, оценка может не понадобиться. Однако стоимость имущества может быть существенно увеличена за счет ремонта или иных вложений должника. В этом случае по результатам оценки можно определить сумму, которую взыскателю придется выплатить должнику.

Для проведения оценочных мероприятий не нужно подавать какие-либо заявления.

Специалист ФССП, ведущий производство, сам провести оценку или пригласить профессионального эксперта, направить сторонам копию постановления.

Однако при несогласии с порядком определения стоимости, либо с итоговой ценой, взыскатель и должник могут требовать привлечения независимого оценщика. Все расходы будет нести инициатор оценки.

Можно ли реализовать имущество без оценки?

В статье 85 Закона № 229-ФЗ есть прямое и однозначное указание – для имущества, которое будет направлено на реализацию, оценка является обязательной. Из этого следует, что на арестованные вещи и предметы проводить расчет рыночной стоимости необязательно.

Например, законодательство содержит ряд исключений, при которых имущество можно арестовать, но нельзя реализовать. Типичным примером является единственное жилье должника и его семьи.

Так как продать через торги такой объект нельзя (кроме обращения взыскания на ипотечную квартиру), пристав не обязан его оценивать.

Где применяются результаты оценки

В соответствие с Законом № 229-ФЗ, результаты оценки имущества судебными приставами будут применяться:

  • как начальная цена для организации торгов (для этого постановление об оценке передается вместе с имуществом в специализированную организацию);
  • как цена для реализации имущества без торгов (по объявлениям через СМИ, путем прямых предложений покупателю);
  • для зачета стоимости имущества, переданного непосредственно взыскателю;
  • для определения разницы, которую взыскатель должен вернуть должнику при получении имущества в натуре.

Определение рыночной стоимости может потребоваться при замене арестованных вещей и предметов на другое (равнозначное) имущество. Такое ходатайство может подать должник, хотя пристав не обязан его удовлетворять. Что подтвердить, что интересы взыскателя не будут нарушены заменой, можно заказать оценку через независимого эксперта, представить заключение или отчет приставу.

Способы оценки имущества в исполнительном производстве

В федеральном законе № 229-ФЗ предусмотрено всего два варианта оценки имущества – непосредственно судебным приставом, либо профессиональным оценщиком. Специальный вариант применяется для установления рыночной стоимости ценных бумаг. Для этого специалист ФССП делает запрос организатору торгов (фондовой биржи), где обращаются ценные бумаги.

Оценка судебным приставом

Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик.

Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость.

Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.

Для проведения оценки пристав использует Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФССП от 24.07.2013 № 01-9. Алгоритм оценки заключается в следующем:

  • сбор и анализ информации, документов о характеристиках и целевом назначении вещи, годе изготовления, износе;
  • поиск объекта-аналога, в отношении которого есть общедоступные сведения о цене (сравниваются экономические, технические, материальные и другие характеристики);
  • использование сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости имущества (сравниваются существенные и дополнительные показатели, влияющие на цену);
  • издание постановления с указанием стоимости вещей или предметов, направление копии документа сторонам по делу.

Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.

Привлечение профессионального оценщика

Если стороны производства не согласны со стоимостными показателями, указанными в постановлении пристава, они могут требовать привлечения профессионального оценщика. Как указывалось выше, все расходы на такие услуги будет нести инициатор требования. Также сотрудник ФССП обязан привлекать оценщиков для расчета цены наследующие активы:

  • любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
  • акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
  • имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
  • драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
  • коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
  • вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
  • активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.

Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками.

Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества.

Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.

Могут ли взыскатель и должник привлечь своего оценщика

Могут, но только в рамках оспаривания постановления пристава и результатов работы оценщика. Поэтому изначально специалист ФССП назначает эксперта из заранее отобранного списка.

В этом случае проверяется, нет ли заинтересованности или родственных связей со сторонами по делу, иных оснований для отвода.

Если взыскатели и должники не согласны с результатами оценки, они могут просить привлечь специалиста, состоящего в СРО оценщиков.

Сроки оценки имущества судебным приставом

В Законе № 229-ФЗ указано несколько процессуальных сроков, имеющих прямое отношение к оценке имущественных активов:

  • пристав обязан привлечь профессионального оценщика не позднее месяца после обнаружения вещей и предметов должника;
  • срок проведения оценки будет указан в постановлении специалиста ФССП. так как зависит от перечня активов, их характеристик и места расположения;
  • в течение 3-х дней после получения отчета об оценке сотрудник ФССП обязан издать постановление, указать в нем рыночную стоимость;
  • не позднее одного дня после издания постановления, его копия направляется сторонам по делу;
  • в течение 10 дней после получения информации об оценке взыскатели и должники могут ее оспорить через суд.

Период действия оценочного отчета не превышает трех месяцев. Если этот срок истек, а пристав не успел реализовать активы, будет проводиться повторный расчет рыночной стоимости.

Что делать если не согласен с оценкой имущества приставами

Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика. 

Если специалист ФССП сам проводил расчет рыночной стоимости, его постановление можно обжаловать в порядке подчиненности, либо через суд. На это сторонам дается не более 10 дней. Если расчеты проводил профессиональный эксперт, оспорить оценку можно только в суде.

Оспаривание оценки через суд

Обратиться в суд для оспаривания оценки можно в течение 10 дней. Этот срок считается с момента получения копии постановления, либо передачи информации об оценке другим способом. Алгоритм действия для оспаривания в судебном порядке заключается в следующем:

  • нужно самостоятельно заказать независимую оценку (если это возможно), либо подготовить доказательства о несоответствии стоимости имущества рыночной цене;
  • заявление подается в суд по месту совершения исполнительных действий;
  • если заявитель не смог заказать оценку до подачи иска, можно представить соответствующее ходатайство в суд.

Обратите внимание! При возникновении сомнений в выводах оценщиков, суд вправе назначить товароведческую, экономическую или другую экспертизу. Расходы на ее проведение будет нести бюджет. Однако если заявление останется без удовлетворения, суд взыщет сумму затрат с заявителя.

При успешном оспаривании суд укажет надлежащую рыночную стоимость имущества. Пристав будет обязан указать ее в постановлении, применять при реализации активов должника через торги, либо при передаче их взыскателю.

Автор статьи

Источник: https://Pristav-Russia.ru/blog/otsenka-imushchestva-pristavami:-kogda-nuzhna-kak-provoditsya-mozhno-li-osporit/81.html

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Оценка в исполнительном производстве

Оценка имущества должника является одним из основных элементов (наряду с арестом, изъятием и реализацией) в процессе обращения взыскания в исполнительном производстве.

Вопрос о стоимости имущества возникает уже на этапе наложения ареста на имущество должника (примерной формой акта ареста имущества должника в качестве одного из обязательных реквизитов предусмотрена графа “Оценка каждого предмета”) и не теряет своей актуальности до момента реализации (если речь идет о продаже арестованного имущества на торгах, то с момента совершения сделки вопрос о правильности произведенной оценки утрачивает свою юридическую значимость, поскольку это обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для признания торгов недействительными; согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возможные нарушения при проведении оценки арестованного имущества не могут рассматриваться в качестве оснований для признания судом торгов недействительными в силу п. 1 ст. 449 ГК РФ) .

——————————– Приказом ФССП России от 28.02.

2006 N 22 “Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для реализации инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов” утверждена примерная форма акта ареста имущества должника, где одним из реквизитов является графа “Оценка каждого предмета” // Бюллетень Минюста России. 2006. N 5.

Информационное письмо ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства” // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.

Но несмотря на то что достоверность величины стоимости объекта оценки не признается одним из условий действительности сделки, без преувеличения можно сказать, что результаты оценки имущества должника служат фактором, определяющим исход всего исполнительного производства. От того, насколько ее результаты соответствуют сложившимся ценам, зависят сроки реализации арестованного, а зачастую и возможность продажи имущества (а следовательно, удовлетворение требований взыскателя).

В случае завышения цены арестованного имущества снижается вероятность его продажи, а реализация по заниженной цене влечет нарушение прав и законных интересов должника и взыскателя.

Только справедливое определение рыночной стоимости имущества должника способно минимизировать предпосылки для эскалации конфликта интересов сторон исполнительного производства (а в данных отношениях материальная функция конфликта интересов, связанная с перераспределением ценностей, выгодой одной и потери другой стороны, находит одно из самых ярких своих проявлений) . В противном случае при наличии перекосов в результатах оценки последние становятся предметом обжалования, а исполнительное производство приобретает затяжной характер .——————————– Подробнее о конфликте интересов в имущественных отношениях см.: Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 66 – 67, 89; Михалев И.Ю. Криминальное банкротство. СПб., 2001. С. 16 – 19; Дедов Д.И. Конфликт интересов. М., 2004. С. 1 – 5.

Даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества. Данная позиция изложена в информационном письме ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 “О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком”.

В Федеральном законе “Об исполнительном производстве” (далее – Закон) вопросам оценки арестованного имущества должника посвящена ст. 52.

Вместе с тем в целом отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об оценке). В соответствии со ст.

1 Закона об оценке оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством об оценке, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Существуют различные точки зрения в отношении вопроса о соотношении двух названных Законов. Одни авторы считают, что положения ст. 52 Закона могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Закона об оценке, поскольку последние носят специальный характер .

По мнению других, основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Закон. Закон об оценке подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений .

Согласно третьей точке зрения, Закон об оценке не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством (данная позиция получила оценку в судебной практике: довод о том, что Закон об оценке не применим к отношениям по оценке имущества, производимой в ходе исполнительного производства, признан судом ошибочным) .——————————– См.

: Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2001. С. 293 – 294. Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Научно-практическое пособие. М., 2006. С. 303 – 304.

См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2003 N А05-11589/02-565/17.

Нет необходимости пытаться соотнести нормы рассматриваемых Законов как общие и специальные. Предметом регулирования каждого из названных Законов являются различные отношения.

Конечно, эти отношения очень близки по своей природе (и в первом, и во втором случае они возникают по поводу оценки арестованного имущества), но в силу различия субъектов они не могут полностью совпадать, а следовательно, не совсем корректна постановка вопроса о конкуренции норм Законов.

Общее правило, установленное п. 1 ст. 52 Закона, можно разделить на две части: 1) оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем; 2) оценка производится по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Этим же пунктом предусмотрено первое исключение из правила, касающееся, условно говоря, подхода к оценке, т.е.

когда она производится не по рыночным, а по регулируемым ценам. При этом под регулируемой ценой принято понимать цены на товары, услуги, работы, установленные нормативными актами органов власти Российской Федерации и ее субъектов. И с этими ценами в основном все понятно . Больше вопросов связано с оценкой, производимой по рыночным ценам или исходя из рыночной стоимости.

——————————–

Подробнее об этом см., напр.: Настольная книга судебного пристава-исполнителя. С. 295 – 294.

Надо сказать, что буквальное толкование рассматриваемой нормы обнаруживает целый ряд неточностей и пробелов, которые влекут терминологическую путаницу, порождают различные, порой противоположные точки зрения.

Одним из важных является вопрос о том, распространяются ли требования Закона об оценке на случаи осуществления оценки арестованного имущества судебным приставом-исполнителем и обязан ли судебный пристав-исполнитель руководствоваться стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности (далее – стандарты оценки) ?——————————–

Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 “Об утверждении стандартов оценки” // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3026.

С полной уверенностью можно утверждать, что требования Закона об оценке распространяются на отношения, участниками которых являются профессиональные оценщики.

Однако было бы неверным с той же степенью уверенности распространять данное утверждение на ситуации, когда оценку имущества в соответствии с п. 1 ст. 52 Закона производит самостоятельно судебный пристав-исполнитель.

По смыслу Закона об оценке судебный пристав-исполнитель не признается субъектом оценочной деятельности, признаки которого перечислены в ст. ст.

4 и 24 (наличие соответствующего образования, членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, страхование ответственности и пр.). А в силу прямого указания законодателя стандарты оценки являются обязательными к применению только для субъектов оценочной деятельности (п. 1 стандартов оценки).

Следовательно, судебный пристав-исполнитель, производящий оценку арестованного имущества самостоятельно, не обязан руководствоваться правилами указанных нормативных правовых актов (однако это не означает, что судебный пристав-исполнитель не может ими руководствоваться).

С данным выводом вполне согласуется сложившаяся на сегодняшний день практика: судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары (при этом он использует информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене “Индексы цен и тарифов”, в различных ценовых журналах и частных газетных объявлениях) .——————————–

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist11_2718.html

Оценка имущества должника при банкротстве: порядок проведения, сроки, обжалование результатов оценки

Оценка в исполнительном производстве

В случае отсутствия у должника денежных средств долг перед кредитором может быть погашен за счет продажи его имущества. Перед его реализацией проводится оценка с целью определения рыночной стоимости, за которую вещи должника можно продать на торгах.

Разберем, что такое оценка стоимости имущества, какими законами регулируется, какое имущество подлежит оценке, как проходит оценка в процессе исполнительного производства и при банкротстве.

Также рассмотрим, какие требования предъявляются к работе оценщика, какие обязанности несет оценщик при проведении оценки имущества должника, каким требованиям должен соответствовать отчет и можно ли его обжаловать.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое оценка стоимости имущества и какими законами регулируется?

Оценка стоимости имущества должника – это определение рыночной стоимости движимых и недвижимых вещей, рассчитанная профессиональным оценщиком.

Мероприятия по оценке проводятся в процессе исполнительного производства по принудительному взысканию долга и в процедуре банкротства должника.

Порядок оценки регламентируется следующими нормативными актами:

  1. Законом об исполнительном производстве. Применяется в случае принудительного взыскания долга на основании исполнительного документа. Организовывается и проводится судебным приставом.
  2. Законом о банкротстве. Применяется в процессе банкротства должника на стадии конкурсного производства для организаций и реализации имущества для предпринимателей или граждан. Организовывается и проводится арбитражным управляющим.

Следует знать! Если для проведения оценки привлечен профессиональный оценщик, он должен руководствоваться Законом об оценочной деятельности и соответствовать специальным требованиям.

Какое имущество подлежит оценке?

При выявлении имущества должника судебный пристав и арбитражный управляющий выясняют, можно ли его продать с целью погашения долга.

В список объектов, подлежащих оценке с целью продажи, входят:

  • недвижимость (здание, квартира, дом, земельный участок);
  • движимые вещи (автомобиль, мебель, техника);
  • предметы роскоши (драгоценности, ценные картины, скульптуры);
  • ценные бумаги (акции, облигации, векселя);
  • доли в уставном капитале общества;
  • имущественные права (дебиторская задолженность, право аренды);
  • интеллектуальная собственность (логотип, программное обеспечение, патент, исключительные права).

Нужно помнить! Не подлежит оценке собственность, которую запрещено продавать на торгах. Например, единственное жилье, автомобиль инвалида, предметы обычной бытовой обстановки, средства гигиены, одежда и обувь, топливо для обогрева.

Как проходит оценка имущества в исполнительном производстве?

В процессе принудительного исполнения исполнительного документа оценка проводится в порядке, предусмотренном статьей 85 Закона об исполнительном производстве и Методическими указаниями.

Судебный пристав предпринимает следующие действия:

  1. После составления описи и наложения ареста на имущества должника пристав выясняет, какое имущество должно быть оценено с привлечением профессионального оценщика. В описи указывается примерная стоимость вещей.
  2. Пристав выбирает оценщика, которому будет поручена оценка имущества должника. Обычно за конкретным отделом закрепляются специалисты-оценщики, с которыми заключен государственный контракт.
  3. В течение трех дней после описи имущества должника и выбора оценщика выносится постановление об участии специалиста в исполнительном производстве. Документ направляется в отдел организации работа по реализации имущества должников.
  4. На основании постановления с оценщиком заключается дополнительное соглашение к контракту, в котором указывается объект оценки, стоимость работы и порядок сдачи отчета.
  5. Постановление об участии специалиста передается оценщику, который в течение 10 календарных дней проводит оценку арестованного имущества. Пристав предоставляет необходимые документы и информацию, обеспечивает доступ к объектам оценки.
  6. По результатам оценки специалист составляет отчет и передает его судебному приставу, который проверяет документ на соответствие обязательным требованиям.
  7. В течение трех дней со дня получения отчета пристав выносит постановление об оценке вещи или имущественного права с указанием рыночной стоимости имущества и реквизитов отчета.

Срок оценки имущества судебными приставами составляет около полутора месяцев. В течение месяца со дня выявления у должника движимых и недвижимых вещей привлекается оценщик. Оценка проводится в течение десяти дней.

Результат оценки должен быть использован на торгах в течение полугода. Если в течение этого времени имущество должника не будет реализовано, необходимо организовать повторную оценку.

Важно! Оценщик привлекается для оценки имущества стоимостью больше 30 000 руб. Если по предварительной оценке цена на вещь не превышает 30 000 руб., то пристав вправе провести оценку самостоятельно. За основу берется информация о ценах на аналогичные товары по месту нахождения должника.

Как проходит оценка имущества должника в процессе банкротства?

Если в отношении должника открыта процедура банкротства, то за оценку имущества отвечает временный управляющий. Она должна быть проведена в процедуре конкурсного производства или реализации имущества гражданина. Конкретные сроки оценки согласовываются в договоре, заключаемом с оценщиком.

Арбитражный управляющий должен придерживаться следующего порядка действий:

  1. Управляющий проводит инвентаризацию имущества должника, которое будет оцениваться с целью включения в конкурсную массу. По результатам составляется инвентаризационная опись.
  2. Подбирается профессиональный оценщик, которому будет поручено проведение оценки имущества. С выбранным специалистов заключается договор на оказание услуг. Работа оценщика оплачивается за счет средств должника.
  3. Специалист проводит оценку имущества, указанного в договоре. Управляющий предоставляет ему документы, обеспечивает доступ к объекту оценки.
  4. По результатам оценки составляется отчет и передается арбитражному управляющему. При необходимости отчет согласовывается со специальным органом, уполномоченным давать заключения по отчетам оценщиков (например, если должником является организация, акции которой принадлежат государству или муниципалитету).
  5. Арбитражный управляющий публикует сведения о результатах оценки имущества на портале ЕФРСБ.
  6. Результаты оценки предоставляются на рассмотрение собрания кредиторов, которое устанавливает начальную стоимость продажи имущества должника на торгах.

Следует знать! В случае, когда стоимость движимого имущества не превышает 100 000 руб., оценка может быть проведена арбитражным управляющим без привлечения оценщика. Решение о таком порядке оценки принимается собранием кредиторов.

Какие требования предъявляются к работе оценщика?

Оценщик, привлеченный судебным приставом или арбитражным управляющим, должен провести оценку с соблюдением Федерального стандарта, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297.

Проведение оценки включает следующие этапы:

  1. Заключается договор с приставами или арбитражным управляющим на оказание услуг по проведению оценки. К нему приобщается задание с перечнем имущества.
  2. Собирается информация и документы, необходимые для проведения оценки. Осматривается объект оценки.
  3. Подбирается метод оценки и осуществляются необходимые расчеты стоимости имущества.
  4. В случае необходимости согласовывается результат расчета и итоговая величина стоимости объекта.
  5. Составляется отчет о рыночной стоимости имущества.

Специалист может использовать несколько подходов к оценке с предварительным согласованием результатов. В случае существенного различия полученных цифровых значений проводится дополнительный анализ с целью выявления их причин. Затем после утверждения итоговой стоимости составляется заключение.

Какие обязанности несет оценщик при проведении оценки имущества должника?

Оценщик несет персональную ответственность за результаты оценки, о чем предупреждается при заключении договора на оказание услуг.

В процессе работы специалист должен выполнять следующие обязанности:

  • провести оценку имущества должника надлежащим образом с соблюдением требований законодательства и стандартов;
  • сообщить о наличии препятствий для его привлечения в качестве оценщика;
  • давать ответы на вопросы заказчика, консультировать, оказывать помощь в пределах своей компетенции;
  • обеспечить сохранность переданных документов;
  • составить отчет о рыночной стоимости имущества с соблюдением обязательных требований;
  • не разглашать информацию, ставшую известной в процессе работы.

За проделанную работы оценщику выплачивается вознаграждение в пределах суммы, согласованной при заключении договора.

Какие требования предъявляются к отчету оценщика?

По результатам оценки имущества специалист составляет отчет о рыночной стоимости.

В соответствии со стандартами отчет должен содержать достоверную и обоснованную рыночную или иную стоимость объекта, а также подтвержденные сведения, на основании которых определена стоимость объекта.

Документ оформляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В нем указывается обязательная информация:

  • дата составления и номер;
  • задание заказчика;
  • стандарты;
  • сведения об исполнителе и его членстве в профессиональной организации оценщиков;
  • сведения о специалистах, привлеченных к проведению оценки;
  • описание оцениваемого имущества;
  • результаты оценки – рыночная стоимость имущества;
  • перечень документов, использованных специалистом.

Листы отчета нумеруются и прошиваются. На месте сшивания наклеивается лист бумаги с указанием страниц. Обязательно ставится подпись и печать специалиста.

В качестве приложений могут быть приобщены экспертные заключения, технические и правоустанавливающие документы.

Обжалование оценки имущества должника

Результаты оценки могут быть обжалованы должником. Такая возможность предоставляется в процессе исполнительного производства и при банкротстве.

Оспаривание оценки имущества в исполнительном производстве

Если должник не согласен с результатами оценки, полученными в ходе исполнительного производства, он вправе оспорить постановление судебного пристава об оценке через суд. В качестве основания оспаривания указывается необоснованное занижение или завышение стоимости объекта, нарушение методики проведения оценки.

В процессе разбирательства в качестве ответчиков привлекаются судебный пристав и оценщик, составивший отчет. На период рассмотрения судебного дела исполнительное производство приостанавливается.

Для проверки правильности оценки может быть назначена экспертиза или проведена повторная оценка другим специалистом. Если суд признает отчет неправомерным, постановление пристава будет признано недействительным. После вступления судебного решения в законную силу пристав отменяет постановление и назначает новую оценку.

Оспаривание при банкротстве

Законодательство о банкротстве также предусматривает возможность оспорить результаты оценки имущества должника. Обжалование возможно только с обжалованием решения собрания кредиторов, на котором была утверждена начальная стоимость имущества.

Самостоятельно отчет о рыночной стоимости не может быть оспорен, поскольку в этом случае заключение оценщика носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Оценка стоимости имущества должника – это определение рыночной стоимости движимых и недвижимых вещей, рассчитанная профессиональным оценщиком, привлеченным в процессе исполнительного производства или в процедуре банкротства.
  2. Оценке подлежит имущество, которое в дальнейшем будет продано на торгах с целью погашения долгов за счет вырученных средств. Исключение составляет единственное жилье, транспорт инвалидов, топливо и другие вещи, которые нельзя продавать.
  3. В процессе исполнительного производства оценка организовывается судебным исполнителем, который привлекает оценщика на основании договора и постановления. Отчет оценщика также утверждается постановлением пристава.
  4. При банкротстве оценка организовывается арбитражным управляющим, который заключает договор с оценщиком и оплачивает услуги за счет имущества должника. Отчет оценщика рассматривается на собрании кредиторов, которые принимают решение о начальной стоимости имущества.
  5. Оценщик обязан провести оценку надлежащим образом и оформить отчет о рыночной стоимости в соответствии со специальными стандартами.
  6. Результаты оценки могут быть оспорены через суд.

Кредиторы и должники заинтересованы в правильности проведения оценки имущества. Поэтому важно проконтролировать работу оценщика, судебного пристава и арбитражного управляющего.

В связи с этим желательно привлечь квалифицированного юриста, специализирующегося на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов и должников по всем оценки имущества должника.

Оставьте заявку и получите консультацию.

Понравилась ли вам статья?

Источник: https://SocPrav.ru/ocenka-imushchestva-dolzhnika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.