Льготы медицинским учреждениям по налогам

На какие льготы могут рассчитывать клиники после пандемии COVID-19

Льготы медицинским учреждениям по налогам

Казалось бы, по сравнению с остальными отраслями частная медицина должна была пострадать в меньшей степени. Может быть, индустрия даже пережила свой «звездный час»? О том, так ли это, рассказали эксперты международной юридической фирмы CMSRussia

На поверку оказалось, что медицинский сектор так же, как и большинство остальных отраслей, попал в крутое пандемическое пике. Рассмотрим подробнее, какие меры господдержки реально работают, как складывается практика арендных отношений и защищает ли мораторий на банкротство частные клиники.

Помощь от государства

В связи с введенными мерами по борьбе с распространением COVID-19 частные медицинские клиники в отдельных регионах России столкнулись с ограничениями по плановому приему пациентов.

Однако даже если в регионе такие ограничения не были введены, количество обращений в частные медицинские клиники в силу разных причин (страх пациентов заразиться, финансовые проблемы граждан и другие) сократилось.

Это привело к значительному уменьшению выручки медицинских клиник.

Частные клиники, которые непосредственно вовлечены в лечение COVID-19, также понесли потери в связи с тем, что фактически лечение пациентов обходилось клиникам дороже, чем суммы, покрываемые за счет ОМС, ДМС или оплаты, которую они получают от пациентов.

Несмотря на описанные сложности, частные медицинские клиники в итоге получили крайне мало государственной поддержки, призванной компенсировать понесенные в период пандемии потери.

Большинство частных клиник вправе рассчитывать только на общие меры поддержки бизнеса. Например, они могут получить отсрочку по налоговой отчетности, а также ряд послаблений по уплате налогов и социальных взносов.

Применение специальных льгот, установленных на уровне регионов, также ограничено для частных медицинских клиник, поскольку зачастую в регионах такие меры предусмотрены только для тех, кто работает с пациентами, заразившимися COVID-19.

Из всех медицинских организаций лишь стоматологические клиники были включены в перечень наиболее пострадавших отраслей (утвержден постановлением правительства

№434 от 03.04.2020). Это дало им право на льготное кредитование, отсрочку и рассрочку по уплате отдельных налогов, отсрочку арендных платежей и их уменьшение, а также защиту от кредиторов (мораторий на банкротство).

Например, в период с 1 апреля по 1 ноября стоматологические клиники могут получить в банках, участвующих в программе, кредит по льготной ставке 2% годовых.

При этом в случае сохранения на 1 марта 2021 года 90% персонала по сравнению с 1 июня 2020 года кредит полностью погашается государством (при условии, что в конце каждого отчетного месяца доля сохраненных работников не должна быть менее 80%). В случае сохранения 80% персонала на 1 марта 2021 года заемщику придется вернуть только половину задолженности.

Размер такого кредита рассчитывается по специальной формуле и зависит от количества работников и месяцев, оставшихся до 1 декабря 2020 года. Таким образом, чем раньше организация обращается за таким кредитом, тем на большую сумму она может рассчитывать.

Преимуществом данной меры является то, что полученные средства можно использовать на компенсацию любых расходов, связанных с предпринимательской деятельностью клиники.

Исключение — выплаты дивидендов, выкуп собственных акций (долей), расходы на благотворительность.

Дополнительные меры поддержки также предусмотрены для медицинских организаций малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей.

Например, такие организации могут претендовать на отсрочку по возврату кредитов, взятых до 1 апреля 2020 года, освобождены от уплаты некоторых налогов и сборов за второй квартал 2020 года и т.д.

Отдельные меры предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства вне зависимости от отрасли, в которой те работают (например, снижены тарифы по страховым взносам).

Иные меры, которые распространяются на все частные медицинские организации, в большей степени направлены не на финансовую поддержку медицинских организаций, а на снижение на них регуляторной нагрузки.

До конца 2020 года продолжает действовать запрет на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций. Однако это не исключает того, что в таких организациях могут в любой момент провести внеплановую проверку. Например, если поступит информация об угрозе жизни или здоровью граждан, вызванная ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

При соблюдении определенных условий допускается привлечение к оказанию медицинских услуг лиц, не имеющих сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста.

Также упрощен порядок переоформления лицензий. Например, не нужно переоформлять лицензии, если организация изменила наименование или реорганизовалась в форме присоединения, преобразования или слияния.

Также предусмотрено, что уполномоченные органы могут принимать решения об упрощении порядка лицензирования (например, сокращение лицензионных требований), однако на сегодняшний день такие меры в сфере медицинской деятельности не приняты.

Уменьшение арендной платы

На наш взгляд, частные медицинские клиники в рамках их взаимоотношений с арендодателями можно условно поделить на две группы.

  1. Организации, которые не могли вести деятельность в связи ограничительными мерами (наиболее пострадавшие отрасли), — стоматологические клиники.
  2. Иные частные медицинские организации, которые продолжали оказывать медицинские услуги в период режима самоизоляции.

Первая группа арендаторов может рассчитывать на отсрочку арендных платежей, а также на уменьшение размера арендной платы. Законодательством не закреплены порядок и размер уменьшения арендной платы арендодателями в связи с COVID-19. Поэтому в каждом конкретном случае уменьшение размера арендной платы зависит от позиции сторон по договору аренды.

Для данных целей арендатору необходимо направить письменное уведомление в адрес арендодателя с требованием об отсрочке арендной платы и просьбой об уменьшении ее размера.

Если арендодатель будет отказывать в каком-либо уменьшении арендной платы, то арендатор может попытаться понизить арендую плату через суд, — мы не исключаем, что суды будут соглашаться с требованиями о разумном уменьшении арендной платы.

Что касается второй группы, частные медицинские организации, по общему правилу не включены в перечень наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей. По этой причине отсрочку и уменьшение размера арендной платы можно получить только по согласованию с арендодателем, т.е. законодательством не предусмотрен обязательный характер предоставления таких мер поддержки.

Однако существуют и исключения. Например, в Москве арендаторы помещений, которые находятся в собственности города и используются в целях организации частных медицинских клиник, освобождались от уплаты арендной платы на период с 1 марта по 1 июля 2020 года.

Банкротство

1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ, который дополнил закон о банкротстве новыми положениями. Эти нормы наделили правительство России правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях».

3 апреля 2020 года в развитие данной нормы правительство приняло постановление №428

«О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». Мораторий ввели на шесть месяцев, то есть до октября 2020 года. Под его действие подпадают:

  • системообразующие организации и стратегические предприятия;
  • организации и индивидуальные предприниматели, работающие в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения COVID-19.

Важно отметить, что отнесение к наиболее пострадавшей отрасли производится только по основному коду ОКВЭД компании. Для медицинских учреждений единственным видом деятельности, подпадающим под мораторий, является стоматологическая практика (основной код ОКВЭД 86.23).

Мораторий на банкротство предусматривает прежде всего приостановку приема судами заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов.

Приостанавливаются и производства по принятым делам, по которым процедура банкротства еще не начата.

С попавшей под мораторий организации снимается обязанность обращаться в суд при наличии признаков банкротства (но сохраняется право сделать это в добровольном порядке).

Кроме того, мораторий дает компании ряд льгот:

  • запрещается обращение взыскания на заложенное имущество компании;
  • приостанавливается исполнительное производство по имущественным требованиям, возникшим до введения моратория (при этом аресты на имущество и иные ограничения, введенные в рамках исполнительного производства, сохраняют силу);
  • не начисляются неустойки и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Однако мораторий предусматривает и некоторые ограничения в работе компании, направленные на сохранение ее активов:

  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) компании о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;
  • не допускается прекращение обязательств путем зачета встречного требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Следует учитывать, что попавшее под мораторий лицо имеет право по собственному усмотрению заявить об отказе от применения к нему связанных с мораторием мер. Информация о таком отказе также размещается в онлайн-сервисе ФНС.

Авторы:

Алексей Шадрин, Арташес Оганов и Игорь Соколов, юристы CMS Russia

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/9/8/na_kakie_lgoty_mogut_rasschityvat_kliniki_posle_pandemii_covid-19

Льготы медицинскому бизнесу, или Накося выкуси

Льготы медицинским учреждениям по налогам

В связи с сложившейся кризисной ситуацией на фоне COVID-19 представители различных ветвей власти регулярно анонсируют введение всевозможных мер поддержки бизнеса. Мы попытались разобраться в этих мерах и пришли к неутешительному, но вполне ожидаемому выводу о статусе таких стараний власти помочь подыхающему бизнесу – псевдомеры.

Льготы в части уплаты страховых взносов

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) введены льготы по страховым взносам на основании Федерального закона от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 102-ФЗ).

Указанные льготы начали действовать с 1 апреля 2020 года и распространяются на все субъекты МСП вне зависимости от отраслей их деятельности (т.е. и на медицинские организации, являющиеся субъектами МСП). Для применения льгот необходим факт включения организации/ИП в реестр субъектов МСП.

Так, с 1 апреля 2020 СМП будут платить страховые взносы по следующим пониженным тарифам в части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало расчетного периода (ст. 5, 6 ФЗ № 102-ФЗ):

  • на обязательное пенсионное страхование:

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10,0 % (ранее было 22 %);

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10,0 % (ранее так же было 10 %);

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0,0 % (ранее было 2,9%);
  • на обязательное медицинское страхование – 5,0 % (ранее было 5, 1 %).

Таким образом из указанного следует, что по пониженным ставкам страховые взносы будут уплачиваться не по всей зарплате, а только по той ее части, которая превышает МРОТ, а часть зарплаты, не превышающая МРОТ, продолжит облагаться взносами по прежним тарифам. С учетом классического для РФ размера «белых» зарплат, указанные льготы вряд ли станут действенной мерой поддержки для большей части предпринимателей, поскольку фактически суммы взносов снизятся весьма несущественно.

Однако отметим, что имеются и другие льготы, притом не только в части уплаты страховых взносов. Введены они Правительством РФ на основании полномочий, предоставленных ему ст. 1 ФЗ № 102-ФЗ.

Отсрочка по страховым взносам и налогам

Так, значительное количество различных мер поддержки бизнеса было введено на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – ПП РФ № 409). В частности, им установлены льготы, связанные с отсрочками уплаты страховых взносов и налогов.

Данные льготы являются более ощутимыми, чем те, которые предусмотрены ФЗ № 102-ФЗ, если не считать того, что платить взносы и налоги все равно придется.

Более того, применяются они не ко всем субъектам МСП, а лишь к тем, которые заняты в сферах деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19.

Отметим, что указанные сферы деятельности должны быть утверждены Правительством РФ в соответствующем перечне, который до сих пор не утвержден, поэтому достоверно определить круг льготников не представляется возможным.

Примечание: обращаем внимание на то, что, на сегодняшний день Правительством РФ в Постановлении от 03.04.

2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – перечень № 434).

Однако вопреки заблуждению многих специалистов и СМИ, указанный перечень применяется исключительно в целях предоставления кредитных каникул и не распространяется на меры поддержки в рамках ПП РФ № 409.

В любом случае, смеем предположить, что отсрочка по уплате налогов и страховых взносов не будет распространяться на медицинские организации, поскольку последние относятся к немногочисленным видам организаций, которым было разрешено продолжить работу в период всеобщих нерабочих дней, а значит они вряд ли будут отнесены к наиболее пострадавшим.

Об этом косвенно свидетельствует и то, что медицинская деятельность как таковая не фигурирует в Перечне № 434. Постановлением Правительства от 10.04.2020 № 479 в указанный перечень была включена только стоматологическая практика.

Остается лишь надеется, что, хорошенько оглядевшись по сторонам, Правительство РФ узрит очевидность страдания всех отраслей в период эпидемии.

Отсрочка подачи налоговых деклараций

В то же время, важно отметить, что ряд иных льгот/послаблений, установленных ПП РФ № 409, будет распространяться и на медицинские организации (данные льготы не содержат ограничений в части субъектов-адресатов, в связи с чем, полагаем, что они распространяются на предпринимателей любых сфер(в т.ч. и тех, кто не относится к МСП и не признан пострадавшим от COVID-19)).

Такими льготами/послаблениями являются следующие:

  • Продлено предоставление следующих налоговых деклараций, документов, пояснений и пр. (п. 3 ПП РФ № 409):

на 3 месяца – налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС), налоговых расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март – май 2020 г.;

до 15 мая 2020 г.налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.

Внимание! ПП РФ № 409 уточнено, что указанные отсрочки не влекут продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам).

на 20 рабочих днейдокументов (информации), пояснений по требованиям к налогоплательщикам, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам и страхователям о представлении документов (информации) пояснений, предъявляемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах/ФЗ № 125-ФЗ, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

на 10 рабочих днейдокументов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно.

  • До 31 мая 2020 г. включительно будет приостановлено:

– вынесение решений о проведении/проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Также приостановлено течение сроков, установленных в отношении таких проверок.

Примечание: при этом обращаем внимание, что камеральные проверки деклараций по НДС (например, при возврате налога из бюджета) никто не отменял, они будут проводиться как обычно.

– течение срока в 10 дней для составления акта при обнаружении налоговых нарушений (ст. 101.4 НК РФ);

– вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств в соответствии с п. 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ.

  • Установлены также следующие послабления в части предоставления сведений:

налоговые санкции за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), совершенное в период с 1 марта до 31мая 2020 г. включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется;

ответственность за отказ в представлении или непредставление страховщику документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 26.31 ФЗ № 125-ФЗ), совершенный в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. включительно, не применяется, производство по таким нарушениям не осуществляется;

предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев;

не применяются такие меры, как взыскание денег со счетов в случае неуплаты или неполной уплаты налога, приостановление операций по счетам и т.д. (все меры предусмотрены ст.

46 и 76 НК РФ) для случаев открытия банковских счетов организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, включенную в перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль организаций, утв.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917, и осуществления такой организацией расходных операций в целях покупки медицинских изделий, указанных в абз. 3 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, и медицинских товаров, указанных в пп. 4 п. 2 ст.

164 НК РФ, а также приостанавливается исполнение решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в части, в которой их исполнение влечет невозможность осуществления указанных в настоящем абзаце операций.

Приостановлении проверок госорганов

Отдельно также сообщаем, что 18 марта 2020 года Михаилом Мишустиным было дано поручение федеральным органам исполнительной власти приостановить до 1 мая 2020 года назначение всех проверок, в отношении которых применяются положения базового закона о проверках(а именно, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Вслед за этим появилось соответствующее Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, конкретизировавшее поручение премьер-министра.

Подводя итоги

Как следует из представленного, введенные к настоящему моменту меры поддержки предпринимателей на деле оказались фактической профанацией.

Имущественных компенсаций как таковых нет, в лучшем случае незначительные послабления по уплате страховых взносов на заработную плату и отсрочка по уплате налогов и взносов, требование об оплате которых, стоит заметить, никто не отменял.

Бизнес стонет, массово банкротится, толпа безработных кишит по улицам. Забавно, что при всем при этом государство посчитало возможным еще и обременить физических лиц новыми налоговыми обязательствами.

Так, напомним, что в своем обращении к гражданам 25 марта Президент В.В. Путин предложил ввести новый налог в 13 % для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн рублей.

По его словам, такое решение должно восстановить социальную справедливость: до сих пор подоходным налогом облагались, например, зарплаты, но (в большинстве случаев) не проценты, полученные богатыми с их вкладов[1] (напомним, что на сегодняшний день «богатство» в 1 000 000 рублей – это почти «целых» 13 500 $ США). В итоге предложение Президента было услышано законодателем и соответствующие поправки (с определенными уточнениями) поспешно внесены в п. 7 ст. 214.1, ст. 214.2, п. 3 ст. 224 НК на основании ФЗ № 102-ФЗ (при этом вступят поправки в силу с 2021 года).

Таким образом, каждый занимается своим делом: Президент восстанавливает социальную справедливость, а страна с протянутой рукой ждет отсрочку по уплате налогов.

[1] https://meduza.io/cards/putin-reshil-oblozhit-nalogom-lady-bolshe-milliona-rubley-teper-vyyasnilos-chto-i-menshe-tozhe-kak-tak-vyshlo;

http://kremlin.ru/events/president/news/63061

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae86559c3321b1f23ef3aba/lgoty-medicinskomu-biznesu-ili-nakosia-vykusi-5e91ec8f73d13b6110bbfcc5

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

Льготы медицинским учреждениям по налогам

Одним из основных трендов внутренней политики государства на сегодняшний день является возрастающее внимание к проблемам формирования социально ориентированной экономики в Российской Федерации Развивая систему здравоохранения для привлечения разных форм финансирования, давно используются такие налоговые преференции как пониженные ставки и  льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”. В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты». Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество. Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов. Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты. 

ЛьготаПорядок полученияУсловия применения льготы, пониженной ставкиПоследствия утраты или неисполнения условий или порядка предоставления льготы для налогообложения
Освобождение от налогообложения по налогу на добавленную стоимость медицинских услуг (НДС) пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФПри наличии права применения льгота применяется в обязательном порядке. Отказаться нельзя.наличие лицензии на медицинскую деятельность (п. 6 ст. 149 НК РФ)Если у организации отсутствует лицензия, все медицинские услуги облагаются НДС.
Соответствие услуг Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 “Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость”, (далее Перечень) (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)Услуги, которые не соответствуют Перечню, облагаются НДС.
Ведение раздельного учета при наличии облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149 НК РФ, п.4 ст.170 НК РФ)

Источник: https://iptg.ru/press/articles/lgotnoe-nalogooblozhenie-meditsinskikh-organizatsiy-shipy-i-rozy-chast-i/

Налоговые льготы в сфере медицины и здравоохранения

Льготы медицинским учреждениям по налогам

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст.

6 Закона РФ N 2116-I “О налоге на прибыль предприятий и организаций” прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст.

6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль.

При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст.

6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. “б” п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе “Здравоохранение” Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. “в” п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I).

Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании.

В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. “О ставках и льготах по налогу на прибыль”. Согласно подп. “ж” п. 1 ст.

3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения.

При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом “а” п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г.

“О налоге на имущество предприятий” соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. “о” ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г.

указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г.

N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

  • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
  • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп.

2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

  • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомических бюро;
  • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом “у” п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. “О налоге на добавленную стоимость”, утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

Налог с продаж.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г.

“О налоге с продаж” в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 “О порядке исчисления и уплаты налога с продаж”.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании “Гарант”

обсудить в форуме

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании “Гарант”

Источник: https://www.garant.ru/article/6788/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.