Доверительный управляющий в ооо

Доверительное управление долей в ООО

Доверительный управляющий в ооо
Доверительное управление долей в ООО

Передача доли в уставном капитале в доверительное управление – непростой процесс. Особенно если доверительное управление учреждается нотариусом в отсутствии полноценного понимания бизнес-процессов. Впоследствии такое доверительное управление может породить немало сложных вопросов, которые предстоит разбирать суду.

Обстоятельства дела

Доверительное управление долей в обществе «Инком» после смерти единственного участника осуществлось доверительным управляющим. До принятия наследства наследниками договор был заключен нотариусом с управляющим Сысоевым, после принятия наследства наследники заключили договор с управляющим Луценко.

Каждый из доверительных управляющих снял с должности действовавшего на тот момент президента общества и назначил нового руководителя. Наследники оспаривают договор с доверительным управляющим Сысоевым в рамках другого арбитражного дела. При этом Сысоевым был заключен договор процентного займа от имени общества «Инком» (заемщик) и обществом «Стройком» на сумму 400 000 руб.

Сумма займа не была возвращена займодавцу в добровольном порядке, была взыскана решением арбитражного суда. На основании указанного решения требование общества «Стройком» было включено в реестр требований кредиторов общества «Инком».

Указанный договор займа оспаривается участником общества «Инком» по безденежности.

Основание для оспаривания – договор от имени «Инком» заключен неуполномоченным лицом (срок доверительного управления Сысоева на момент назначения им единоличного исполнительного органа истек).

Суд первой инстанции отказал в иске, суд апелляционной инстанции отменил решение, признал договор займа безденежным.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу № А14-18303/2016

Выводы суда:

1. Суд первой инстанции признал, что у ЕИО отсутствовали полномочия на заключение спорного договора.

Вместе с тем, суд посчитал, что конкурсный управляющий, выполняя функции единоличного исполнительного органа должника ООО «Инком», возражая относительно заявленных истцом по настоящему делу требований и соглашаясь с возражениями ответчика ООО «Стройком», фактически признал факт заключения указанного договора, что может рассматриваться как последующее одобрение сделки.

2.

Для применения положений пункта 1 статьи 183 ГК РФ необходимо установление следующих обстоятельств: отсутствие у лица, совершающего сделку от имени юридического лица, каких-либо полномочий на ее совершение; включение в ЕГРЮЛ сведений о наличии у указанного лица полномочий действовать от имени юридического лица в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица; отсутствие одобрения сделки со стороны представляемого юридического лица.

3. Доверительный управляющий Сысоев назначил ЕИО общества «Инком» после истечения срока действия договора доверительного управления. Указанное решение, по смыслу положений статей 181.5, 1171 ГК РФ, 33,39, 40, 43 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» является ничтожным как принятое лицом, не имеющим полномочий на принятие такого решения.

4.

Пленум Верховного Суда РФ, системно толкуя нормы ГК РФ о сроках договора доверительного управления, учрежденного нотариусом (пункт 4 статьи 1171 ГК РФ), о правах наследников после принятия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ) и о правилах совершения договора доверительного управления (глава 53 ГК РФ), пришел к безусловному выводу о праве наследников учредить договор доверительного управления по окончанию определенного срока, в течение которого нотариус вправе принимать меры по охране наследственного имущества.

5. Решение доверительного управляющего Сысоева А.В. об одобрении совершения сделки по получению займа от ООО «Стройком» на сумму 400 000 руб., учитывая его принятие после истечения полномочий Сысоева А.В. как доверительного управляющего, не может быть признано надлежащим одобрением сделок.

6.

Отсутствие возражений со стороны конкурсного управляющего по смыслу статьи 183 ГК РФ не может быть признано одобрением сделки, поскольку в силу статьи 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсному управляющему не предоставлено право на одобрение сделок, совершенных должником до введения в отношении него конкурсного производства, следовательно, такое одобрение не соответствует положениям действующего законодательства.

7. При рассмотрении дела № А14-11878/2015 суды пришли к выводу о том, что спорный договор заключен от имени и в интересах совершившего ее лица – Бездетко Ю.И., не создает для ООО «Инком» гражданских прав и обязанностей.

8. В рассматриваемом деле истцом фактически заявлено требование о признании договора займа незаключенным для ООО «Инком», а заключенным Бездетко Ю.И. как заемщиком, в связи с чем, в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности, составляющий три года.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vitvet/doveritelnoe-upravlenie-dolei-v-ooo-5e9d4393f5567254fc34f79f

Как правильно оформить доверительное управление ООО?

Доверительный управляющий в ооо

Прежде чем определиться, как оформить доверительное управление долей в ООО или управление ООО, необходимо установить, в чем именно заключается потребность участника, поскольку процедуры в обоих случаях разные. О том, как производится оформление доверительного управления долей, рассказывается в статье «Договор доверительного управления долей в ООО».

Различия между этими вариантами сведены нами в таблицу.

Доверительное управление долейУправление обществом
Предмет договораОсуществление полномочий участникаОсуществление функций единоличного исполнительного органа
Применимая договорная конструкцияДоговор доверительного управленияДоговор возмездного оказания услуг / агентский договор
Влияние на хозяйственную деятельность обществаОпосредованное (через осуществление полномочий участника)Непосредственное, ограниченное уставом и законом

Говоря о доверительном управлении организацией, обычно имеют в виду ее передачу в непосредственное управление третьему лицу. Такая возможность закреплена в ст. 42 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ).

Передача полномочий производится на основании гражданско-правового договора, при этом его юридическая природа в законе не раскрывается. Этот договор, в соответствии со ст.

 421 Гражданского кодекса, может содержать черты одной из конструкций, содержащихся в ГК РФ, либо иметь признаки смешанного или непоименованного договора, но не договора доверительного управления, — это следует из его предмета.

Оформление доверительного управления долей в ООО при наследовании

В случае смерти участника ООО до выдачи свидетельства о праве на наследство длится период неопределенности статуса (принадлежности) доли. В п. 8 ст. 21 закона об ООО предусматривается разрешение этой проблемы путем доверительного управления долей в ООО при наследовании по нормам ГК РФ.

Нотариус заключает договор доверительного управления долей по заявлению (п. 8 ст. 21 закона № 14, п. 2 ст. 1171, ст. 1173 ГК РФ):

  • наследника;
  • душеприказчика;
  • муниципальных органов;
  • органа опеки и попечительства;
  • иных лиц, действующих в интересах сохранения наследства. 

Важно! Необходимо заранее заручиться согласием участников ООО на переход доли по наследству, если это предусмотрено уставом (п. 8 ст. 21 закона № 14).

В том случае, если никто из уполномоченных лиц не обратился за заключением договора ситуация в организации может развиваться по 2 сценариям, которые были упомянуты в постановлении президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12653/11:

  1. Когда деятельность может продолжаться в обычном порядке (не требуется принятие решений, долей других участников достаточно для кворума и принятия решений), никаких специальных действий предпринимать не нужно.
  2. Когда в организации блокируются управленческие процессы (например, не будет кворума), участники вправе:
    • обратиться к нотариусу или исполнителю завещания с просьбой о назначении доверительного управляющего;
    • потребовать в судебном порядке введения внешнего управления, если блокируется обязательная реорганизация (п. 2 ст. 57 ГК РФ);
    • потребовать в судебном порядке исключении наследников из числа участников (ст. 10 закона № 14). 

Управление ООО после смерти учредителя

Итак, как мы рассказали выше, после смерти участника ООО оформляется договор доверительного управления в отношении его доли. Лицом, управляющим долей является доверительный управляющий.

В силу п. 1 ст. 1015 ГК управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Допускается назначение управляющим предполагаемого наследника с согласия других наследников (п. 6 ст. 1173 ГК РФ). Если согласие отсутствует, то основанием назначения наследника управляющим может стать решение суда.

Доверительный управляющий ООО после смерти учредителя:

  • не может выполнять обязательства наследодателя за счет переданного ему в управление имущества, если иное не предусмотрено в договоре доверительного управления или в завещании;
  • должен ать на общем собрании участников ООО в соответствии с распоряжением наследодателя, если таковое содержится в завещании.

Важно! Любые права приобретенные управляющим в результате своих действий по управлению имуществом включаются в состав этого имущества (п. 2 ст. 1020 ГК РФ).

Предмет договора на управление обществом и его отличия от доверительного управления

Несмотря на отсутствие прямого указания на то, какие нормы ч. 2 ГК РФ применимы к договору на осуществление управления ООО, можно сделать соответствующие выводы на основании норм закона № 14-ФЗ, относящихся к его предмету.

Так, в п. 1 ст. 42 закона № 14-ФЗ предмет договора характеризуется как передача осуществления полномочий единоличного исполнительного органа, раскрытых в п. 3 ст. 40:

  • представительствовать и совершать сделки;
  • принимать решения по кадровым вопросам и т. д.

Характеризуя объект (направленность) договора, можно обозначить его как осуществление организационно-распорядительных полномочий, связанных как с распоряжением имуществом управляемого юрлица (независимо от его состава), так и с работой с персоналом, созданием и оптимизацией бизнес-процессов и т. д. Поскольку объектом данного договора являются услуги, это очерчивает круг применимых договорных конструкций:

  • оказание услуг;
  • агентирование;
  • комиссия.

По объекту данный договор отличается от договора доверительного управления, объектом которого является индивидуально-определенная вещь (ст. 1013 ГК РФ). При этом предмет договора (управление) — это осуществление правомочий собственника, что исторически связано с источником данной формы — конструкцией доверительной собственности.

Вывод! Таким образом, предмет договора на управление ООО — осуществление организационно-распорядительных полномочий. Договор является возмездным, поскольку применяется в предпринимательской деятельности. Его сторонами могут быть только определенные законом субъекты.

Стороны договора на управление ООО

Договор на управление обществом двухсторонний, его участники следующие:

  1. Учредитель управления — управляемое общество в лице уполномоченного участника или члена совета директоров, подписывающего договор. ООО в отношениях с третьими лицами действует через свои органы (ст. 53 ГК РФ). По данному вопросу уполномоченным на принятие решения органом является общее собрание участников. Законом допускается отнесение этого полномочия по уставу организации к компетенции совета директоров (п. 2.1 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Решение оформляется протоколом, удостоверяемым нотариусом либо способом, закрепленным в уставе (подробнее об этом см. в статьях «Смена и назначение директора (образцы протоколов)», «Образец протокола общего собрания участников ООО»).

Источник: https://rusjurist.ru/ooo/generalnyj_direktor_ooo_rukovoditel/kak_pravilno_oformit_doveritelnoe_upravlenie_ooo/

Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

Доверительный управляющий в ооо

Статьи 28 Сентября 2015 г.

Государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься бизнесом, но могут свои активы передать в доверительное управление

Госслужба и предпринимательская деятельность не совместимы. Если гражданин поступает на государственную или муниципальную службу, то он должен прекратить предпринимательскую деятельность.

Однако не всегда можно так легко расстаться с бизнесом – на службе может не сложиться, и в таком случае хорошо иметь собственное дело, в которое можно вернуться.

Могут быть и другие причины, по которым недавнему бизнесмену не захочется расставаться с бизнесом, переписывать активы и фирмы на родственников или друзей.

На самом деле все не так страшно, как это можно представить себе на первый взгляд. Бизнес и госслужба вполне могут сочетаться в одном добропорядочном гражданине.

Какие ограничения в сфере бизнеса установлены для госслужащих?

Действительно, государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (коммерческой организацией). Но что значит, предпринимательская деятельность? В соответствии с п.1 ст.

2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Т.е.

чтобы считаться предпринимателем, надо как минимум быть зарегистрированным в установленном порядке и заниматься тем, что может или должно приносить доход. Это как раз то, чем не имеют права заниматься госслужащие. Значит, перед тем как поступить на госслужбу необходимо в безусловном порядке прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

И здесь никаких вариантов нет. Правда, это не мешает, к примеру, сдавать в аренду принадлежащему госслужащему квартиру и получать от этого доход.

Но как быть с деятельностью коммерческих организаций? Сейчас все больше граждан открывают свое дело, иным образом участвуют в хозяйственных обществах, владеют акциями, долями в уставных капиталах. И поступление на госслужбу совсем не означает, что надо продавать свои акции, отказываться от долей в ООО т.д.

Все это – активы, которые могут приносить доход. Именно этим – возможностью получения дохода, возникновения конфликта интересов и обеспокоен законодатель, принявший нормы, которые устанавливают запреты, связанные с госслужбой.

Но на самом деле закон не устанавливает для государственных служащих ограничений по владению долей в ООО, акциями. Закон, конечно, ограничивает госслужащих. Но при этом существует несколько мифов, связанных с госслужбой.

Рассмотрим их более подробно.

Имеет ли право госслужащий владеть долей в ООО (обществе с ограниченной ответственностью)?

Владеть долей в уставном капитале коммерческой организации (ООО) можно, но нельзя участвовать в деятельности органов управления, т.е. нельзя быть руководителем организации, принимать решения на общем собрании участников общества.

Что касается руководства организацией, то здесь все понятно – нельзя быть и директором ООО, и состоять на госслужбе. Много вопрос возникает, почему, к примеру, нельзя самому принимать участие в работе общего собрания участников ООО, принимать решения, ать, управлять коммерческой организацией.

Все очень просто – все решения участники общества принимают с целью получения прибыли, ради этого и создаются коммерческие организации.

Значит, выбирая директора, согласовывая осуществление крупной сделки, распределяя по итогам года прибыль, а также принимая другие решения в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления ООО, владелец доли руководствуется стремлением получить прибыль.

В таком случае, управление ООО государственным или муниципальным служащим может привести к возникновению ситуаций, когда могут пострадать интересы государства (региона, муниципалитета). Эта цепочка (личные интересы – интересы государства) не всегда короткая и прозрачная, но как показывает практика, часто реальная. В связи с этим, чтобы не допустить конфликта интересов, законодатель просто установил ряд запретов.

Какой же выход в таком случае может быть? Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст.

17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

А вот Федеральный закон “О противодействии коррупции” в п.6. ст.

11 устанавливает обязанность госслужащего передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вне зависимости от того, есть ли конфликт интересов.

Формулировка указанной статьи такова, что эта обязанность жестко установлена в целях предотвращения конфликта интересов, и не важно, есть ли вероятность конфликта интересов или нет: должен передать в доверительное управление активы – и точка.

Т.е. в действующем законодательстве наблюдается некоторое противоречие по вопросу о том, всегда ли госслужащий должен передавать в доверительное управление свои активы – доли в ООО, акции и т.д. Пока это противоречие не устранено во избежание крайностей в виде увольнения со службы, госслужащим стоит оформлять передачу активов в доверительное управление, не пренебрегать этой обязанностью.

Какие изменения в существующем положении о передаче активов госслужащего в доверительное управление ожидаются?

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предполагается устранить указанное противоречие. Законопроект внесен еще в 2013 году и принят в первом чтении в феврале 2014 года.

В целом законодатель оценил целесообразность его принятия, но пока до процедуры второго и третьего чтения законопроект не дошел и все еще ожидает рассмотрения.

В законопроекте предлагается сохранить обязанность госслужащих передавать указанные активы в доверительное управление только в том случае, если имеется конфликт интересов или имеется возможность такого конфликта интересов.

Некоторые юристы считают, что это откат назад, смягчение антикоррупционного законодательства.

Однако стоит понимать, что в любом случае в данном вопросе необходимо прийти к однозначному решению, в каких случаях госслужащий обязан передавать имущество в доверительное управление – всегда или только при угрозе возникновения конфликта интересов. А пока этот вопрос порождает неоднозначное толкование и споры, затруднения в применении законодательства.

Какое владение активами можно считать конфликтом интересов?

В законодательстве дано определение понятию конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Проще говоря, конфликт интересов – это ситуация, при которой имеется вероятность, что госслужащий действует или будет действовать в личных целях вопреки общественным (государственным) интересам.

В качестве примера можно привести случаи владения бизнесом в сфере строительства и ремонта дорог чиновником, возглавляющим какое-нибудь региональное министерство ЖКХ. Вероятность личной заинтересованности такого чиновника налицо, а значит, и конфликт интересов вполне может иметь место.

Поэтому в подобных случаях госслужащим однозначно необходимо передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций. При этом вряд ли возможен конфликт интересов, если у госслужащего из сферы ЖКХ имеется фирма, работающая в сфере дополнительного образования.

Однако пока в законодательстве имеются некоторые противоречия, госслужащему в любом случае необходимо передавать свои активы в доверительное управление.

Все ли госслужащие должны передавать активы в доверительное управление?

Статья 11 Федерального закона “О противодействии коррупции” распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в ней нет оговорок, позволяющих сделать иной вывод.

Таким образом, можно считать, что все государственные и муниципальные служащие обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Что касается формулировки «в соответствии с законодательством РФ», то у многих возникают вопросы, к чему это уточнение относится, что имел в виду законодатель.

Некоторые считают, что это касается установления правовыми нормами случаев, когда передача активов в доверительное управление обязательна, а поскольку пока такие отдельные нормы не приняты, то по их мнению, эту статью не надо применять. С такой точкой зрения нельзя согласиться.

Эта формулировка означает, что доверительное управление должно быть оформлено в соответствии с законодательством. В главе 53 Гражданского кодекса РФ содержатся нормы о договоре доверительного управления имуществом, в т.ч.

о доверительном управляющем, о существенных условиях договора доверительного управления. Именно ими госслужащий должен руководствоваться, принимая меры по предотвращению конфликта интересов.

Конфликт интересов может возникать в силу различных обстоятельств, и законом устанавливается порядок действий в случае, когда государственному или муниципальному служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или даже об обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов.

Для разрешения таких ситуаций создаются комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Создание этих комиссий предусмотрено в обязательном порядке на федеральном и региональном уровне, а вот что касается муниципалитетов, то в соответствии с Федеральном законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” создание соответствующих комиссий возможно, но не обязательно.

Однако, что касается действий государственных и муниципальных служащих, если они владеют активами (долями в ООО, акциями и т.д.

), то здесь вариантов действий нет, и решение может быть только одно: передача их в обязательном порядке в доверительное управление. Эта обязанность установлена законом. Поэтому пока данная норма (п.6 ст.

11 Федерального закона “О противодействии коррупции”) не отменена, ни изменена, её необходимо применять.

Кому госслужащий должен передать активы в доверительное управление?

Итак, понятно, что госслужащему совсем не обязательно отказываться от доли в ООО, продавать её, выходить из общества, продавать акции. Можно просто передать эти активы в доверительное управление.

Но кто может быть доверительным управляющим? На самом деле, совершенно любой дееспособный человек. Обязанность передать имущество в доверительное управление для госслужащих установлена законом.

В связи с этим совершенно не обязательно, чтобы доверительным управляющим был индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

И хотя такая возможность очень часто реализуется посредством передачи активов в доверительное управление близким родственникам, а вместе с этим под сомнение можно поставить и достижение самой цели предотвращения конфликта интересов, все же запретов поступать именно таким образом в законе нет.

В последнее время высказывается точка зрения, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность госслужащих передавать активы в доверительное управление только независимым доверительным управляющим – предпринимателям и юридическим лицам.

Главным аргументом такой идеи указывается, что только так может быть достигнута незаинтересованность в использовании должностного или иного служебного положения.

Однако с таким подходом сложно согласиться, тем более что эта обязанность установлена законом, и обременять госслужащих еще и требованием заключать возмездный договор доверительного управления с независимым доверительным управляющим будет излишне жесткой мерой, способной привести к обратному эффекту.

Таким образом, учитывая, что обязанность госслужащего передать активы в доверительное управление установлена законом, то в силу ч. 1 ст.1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Значит, госслужащему, владеющему активами, достаточно просто заключить с близким родственником (супругой, отцом и т.д.) договор доверительного управления, причем не обязательно возмездный.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то руководитель ООО или сам госслужащий должны также уведомить по установленной форме ФНС об изменении сведений об участнике общества – введении доверительного управления долей в ООО.

Но даже если никто не сообщит в ФНС о том, что заключен договор доверительного управления, то такой договор будет считаться действительным.

Итак, бизнес и государственная или муниципальная служба вполне совместимы, но только надо учитывать требования действующего законодательства России и понимать всю меру ответственности.

Источник: https://virtual-jurist.ru/note-82.html

Что следует знать о доверительном управлении ООО

Доверительный управляющий в ооо

Занятие малым и средним бизнесом может выражаться в различных формах. Наиболее распространенным способом ведения предпринимательской деятельности является учреждение юридического лица, официально зарегистрированного в виде общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество или компания, предприятие).

При этом деятельность любого ООО в нашей стране не всегда проходит ровно и гладко даже, несмотря на постоянные обещания властей разного уровня о введении послаблений для бизнесменов. Часто возникает ситуация когда при наличии помощи со стороны местной власти трудности все равно появляются.

Это, как правило, жизненные неприятности, от которых не застрахован любой человек, а уж бизнесмен тем более. Речь идет о преждевременной и потому неожиданной кончине одного из создателей предпринимательского предприятия.

В результате этого трагического обстоятельства в бизнесе возникают бесхозные активы, отсутствие владельца которых может негативно отражаться на состоянии даже весьма успешного дела. Главной причиной появления отрицательных последствий для компании является наличие определенного промежутка бесхозности определенной части активов или целиком всего бизнеса.

То есть неожиданно возникает период времени, когда нет хозяина всего предприятия или его части. Этот бесхозный период составляет время от факта официальной регистрации кончины хозяина бизнеса до появления нового владельца на любом законом основании, например, путем вступления в наследство, покупки и т.п.

            Действующее законодательство ответственность за устранение проблем подобного рода возлагает на оставшиеся субъекты правоотношений за счет предоставления им прав для принятия мер по устранению возникшей неопределенности вполне официальным способом. А именно путем применения механизма доверительного управления.

Доверительное управление компанией – что это такое?

            Действующее гражданское законодательство (статьи 1026 и 1173) предусматривает применение определенного механизма защиты прав предпринимателя и его активов (имущества, денег, ценных бумаг и пр.) без его участия.

Это допускается в случае, когда владелец бизнеса (при единоличном учреждении компании) или его части (при создании бизнеса двумя и более лицами) физически не может управлять принадлежащими ему активами по причине смерти.

Новый хозяин, к сожалению, может приступить к управлению бесхозными активами не ранее 6 месяцев, как это и определено наследственным правом.

А как быть с имуществом, деньгами, ценными бумагами и другими материальными ценностями, оставшимися на этот достаточно длинный период без защиты прав их владельца и возможности управления данной частью предпринимательского дела?

Важно знать, что в течение этого шестимесячного периода на вполне законных основаниях существует некая правовая неопределенность в отношении состава участников ООО.

Данный факт неоднократно подчеркивался в решениях Президиума Высшего Арбитражного Суда (№ 12653/11 от 27.03. 2012 г.), а также Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (№ Ф07-10421/2013 от 03.02.2014 г.).

Данная неопределенность может служить причиной нарушения баланса интересов между возможными претендентами на существующий бизнес вплоть до прекращения его деятельности.

Чтобы исключить негативные последствия для бесхозного бизнеса или его части, а также исключить возможные злоупотребления в отношении ушедшего из жизни бизнесмена законодательно предусмотрено введение режима доверительного управления. Что это такое?

            Процедура доверительного управления компанией или частью её активов представляет собой официальное поручение постороннему лицу руководить активами от имени хозяина с целью защиты интересов предпринимателя и получения ожидаемой прибыли.

Такое постороннее лицо выступает в качестве доверенного лица или временного управляющего (руководителя), оказывающего возмездную услугу (работает за деньги) хозяину бизнеса или части его активов на основе специального договора, именуемым договором о доверительном управлении.

            Действия временного управляющего определены положениями главы 52 второй части Гражданского кодекса.

Поскольку речь идет об ООО, то следует отличать доверительное управление, определенное гражданским законодательством, от представления интересов владельца по доверенности.

Такой механизм предусмотрен Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 32) и именуется доверенным представительством.

Отличие доверенного представительства в компании от временного доверительного управления бизнесом

            Согласно законодательству, регулирующему отношения в ООО, любой учредитель компании может участвовать в её управлении лично или через своего доверенного представителя. Указанное лицо наделяется полномочными правами представлять интересы владельца активов общества на его общем собрании.

Для этой цели такой человек обязан иметь нотариально заверенную доверенность на исполнение доверенных ему прав и обязанностей истинным владельцем активов компании. Наличие доверенности является правовой основой представления интересов поручителя в объемах, указанных в доверительном документе.

Суть доверенного представительства состоит в действии доверенного лица от имени истинного хозяина активов, выступающего в роли доверителя. При этом доверенный реализует права и обязанности по управлению бизнесом только в рамках отведенных ему полномочий.

То есть лицо, осуществляющее доверенное представительство, может быть ограничено в своих действиях. При этом доверенный уполномоченный не включается в состав учредителей бизнеса (там числится истинный владелец) и не заносится в ЕГРЮЛ, так как не является учредителем компании.

Однако он вправе участвовать с правом решающего голоса в общем собрании общества как высшего органа управления предприятием с последующим внесением о его присутствии в протокол собрания.

            При временном доверительном управлении уполномоченное лицо действует от своего имени, но исключительно в интересах хозяина управляемых активов. Для этой цели с человеком, претендующим на роль временного управляющего, заключается договор о доверительном управлении в соответствии с требованиями главы 53 Гражданского кодекса.

            Другой отличительной особенностью деятельности доверенного представителя выступает принадлежность выдачи разрешения на такой способ управления активами только их истинному владельцу. Разрешением на деятельность по доверенному представительству служит нотариально заверенная доверенность на любые или определенные действия по усмотрению хозяина.

Доверительное управление компанией имеет свои отличительные особенности.

Некоторые характерные особенности доверительного управления ООО

            Решение о введении доверительного управления в отношении всей компании или части её свободных активов путем подписания соответствующего договора согласно действующим нормам гражданского законодательства принадлежит следующим лицам:

  • нотариусу, выступающему в качестве ответственного лица, ведущего наследственное дело умершего хозяина активов, подлежащих наследованию;
  • лицом, исполняющим завещание бывшего владельца бизнеса на основании имеющегося завещания (исполняющий завещание представитель).

Другими словами право по инициированию и последующему заключению договоров доверительного управления предоставлено как нотариусу, так и исполняющему последнюю волю усопшего, выступающему в качестве исполнителя завещания (пункт 4 статьи 1172 и статья 1173 Гражданского кодекса). Однако возможности у этих лиц различны. Более широкий круг задач может решать нотариус.

Он может давать поручения, касающиеся управления и охраны наследуемых активов компании, территориально разнесенных с местом открытия наследства. Кроме того, только нотариус может описать имущество подлежащее наследованию. А вот исполнитель завещания такие действия самостоятельно выполнить не может.

Для этого он обязан согласно пункту статьи 1153 Гражданского кодекса обратиться к нотариусу.

Вместе с тем разные возможности указанных лиц не исключают самостоятельной реализации ими отдельных мер, направленных на организацию своевременного и качественного временного управления бесхозными активами с целью их защиты и сохранения.

При этом должно соблюдаться одно из основных законодательных требований, состоящее в отсутствии противоречий или взаимоисключений проводимых мероприятий вызванных их несогласованностью (подпункт 2 пункта 2 статьи 1135 Гражданского кодекса).

Другой особенностью организации процедуры временного управления является право инициирования заключения договора о защите освободившихся активов и их доверительного управления путем подачи нотариусу, открывшего дело по наследованию активов, соответствующего заявления. Такая возможность предоставляется следующим лицам:

  • любому или нескольким наследникам активов оставшихся после кончины их владельца;
  • компании как юридическому лицу. Заявление может быть подано нотариусу наемным руководителем фирмы (определение Высшего Арбитражного Суда № ВАС-12653/11 от 23.01.2012 г.);
  • действующим членам общества (пункт 4 Методических рекомендаций «О наследовании долей в уставном капитале ООО», утвержденных Координационным методическим советом нотариальных палат от 29 мая 2010 г.);
  • инвесторам и кредиторам, а также органам опеки и попечительства, органам местной власти либо иного лица заинтересованного в сохранении бесхозных активов (пункт 2 статьи 1171 Гражданского кодекса).

По заявлению вышеперечисленных людей и лиц нотариальная палата, открывшая и ведущая наследственное дело, или исполнитель завещания обязаны принимать надлежащие меры по сохранности и организации доверительного управления бесхозными активами компании. Следует отметить, что гражданское законодательство не устанавливает форму такого заявления. Данное обстоятельство позволяет подавать указанные заявления, как в бумажной форме, так и в устном обращении, что часто и применяется на практике.

            После подачи заявления следующим важным вопросом всегда выступает выбор кандидатуры на должность временного управляющего.

Требования к лицу, претендующему на временное доверительное управление

Организация временного руководства бесхозным предприятием, имуществом или свободными долями уставного капитала, по сути, преследует две цели.

Первая цель – не допустить «разбазаривания» активов, оставшихся после кончины их владельца, и тем самым сохранить достигнутый уровень работы всей компании.

Второй целью является увеличение прибыли за счет умелого руководства компанией, действующей на конкурентоспособном уровне. Обе цели особенно актуальны в случае смерти единственного учредителя компании.

Ведь предприятие минимум 6 месяцев останется без присмотра, что создает благоприятные условия для различных злоупотреблений вплоть до рейдерского захвата. По этой причине выбор кандидатуры на должность временного управляющего компанией или её долями в уставной капитализации представляется важной и достаточно сложной задачей.

            Гражданское законодательство (пункт 1 статьи 1015 Гражданского кодекса) определяет, что доверенным управляющим может выступать любой гражданин или организация, удовлетворяющие следующим основным требованиям:

  • претендентом может выступать гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
  • любой гражданин, претендующий на должность временного управляющего, не вправе быть заинтересованным лицом, то есть он не может являться наследником либо претендовать на освободившиеся активы на любом другом законном основании;
  • в качестве претендента на право выполнения функций доверительного управления может быть выбрана компания, являющаяся организацией коммерческого типа (кроме унитарного предприятия);
  • кандидат может быть представлен некоммерческой организацией (кроме учреждения);
  • не допускается в качестве временного управляющего использовать государственные и местные органы, а также заинтересованные лица, претендующие на получение определенной выгоды от доверительного управления.

С человеком или организацией, удовлетворяющим вышеперечисленным требованиям, заключается договор на доверительное управление. На основе этого договора в дальнейшем осуществляется временное руководство бизнесом или его частью либо имуществом, деньгами, ценными бумагами и прочими материальными ценностями до вступления нового хозяина в законные права.

            Кроме вышеизложенных требований, установленных на законодательном уровне, к претендентам на должность временного поверенного в делах управления компанией, следует помнить о житейских требованиях.

Среди них главными является профессионализм будущего временного руководителя и его человеческая порядочность. Ведь нельзя исключать, что в результате доверительного управления вместо повышения прибыли можно потерять ранее хорошо отлаженное дело.

Вот только работу такого горе – руководителя все равно придется оплатить. По этой причине к выбору доверительного управляющего следует подходить со знанием дела.

Часто в этом вопросе необходима помощь профессиональных специалистов, умеющих принимать правильное решение не на интуиции, а на основе оценки предстоящих рисков с учетом реальных возможностей всех кандидатур на должность временного управляющего.

            ТАРП СВАО имеет солидный опыт (более 20 лет) работы в сфере регистрации предприятий малого и среднего бизнеса с сопровождением их деятельности «под ключ». Нашими услугами воспользовались более 1 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, которые и в настоящий момент успешно функционируют на рынке. Мы окажем помощь в решении следующих задач:

  • регистрация предпринимательского дела «под ключ» и его сопровождение с целью достижения запланированного результата;
  • оказание помощи по вопросам доверительного управления ООО;
  • консалтинговые услуги по решению вопросов, касающихся судебно – претензионной работы;
  • консультирование по вопросам финансового мониторинга, проводимого с целью определения возможного дохода от реализации бизнес – идеи;
  • обращение в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей по различным проблемным вопросам.

Обращайтесь, мы всегда готовы оказать посильную помощь.

Источник: https://tarpsvao.ru/useful_information/320-chto-sleduet-znat-o-doveritelnom-upravlenii-ooo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.