Дать определение понятиям как дети сироты

Содержание

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»

Дать определение понятиям как дети сироты

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов.

К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Но лишь в последние годы число социальных сирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е. детей, родители которых умерли.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие “дети-сироты” отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров “социального” сиротства, появление его новых характеристик.

Обнаруживается так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков.

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т.д.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно указать количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч, из них 95% социальные сироты, т.е.

родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей.

Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития.

Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Впоследствии после достижения совершеннолетия такие дети выходят из интернатных учреждений во “взрослую” жизнь со статусом “лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и с рядом нерешенных проблем “за спиной”.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия [32,ст.1].

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

Копии свидетельства об их смерти.

Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

Копии приговора суда об осуждении родителей.

Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

Материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения.

Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей [25].



Источник: https://infopedia.su/19x690.html

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус

Дать определение понятиям как дети сироты

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты — какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых.

В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша.

Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде.

Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями.

Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом — частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы — тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность.

Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия.

Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума — для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен — перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу.

Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя.

Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия.

Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет.

После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство.

В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки.

В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

  • на бесплатное образование и полноценное обеспечение (питание, предметы первой необходимости, проживание в общежитии, профессиональная медицинская помощь), увеличенная в 1,5 раза стипендия, льготная выплата в тройном размере от суммы стипендии — на покупку нужных принадлежностей для учебного процесса), 100% оплата практики по месту прохождения;
  • бесплатная помощь для подготовки к поступлению в проф.училище на бюджетное место (для поступления ребенок должен обязательно иметь законченное общее/среднее образования);
  • льготное получение второго образования;
  • академический отпуск, если возникла такая необходимость по состоянию здоровья и есть определенные медицинские показания, которые закреплены нормами законодательства (стипендия должна выплачиваться полностью);
  • льготный проезд в городском транспорте (в том числе пригородный транспорт, машины служб такси исключаются);
  • на разовую компенсацию стоимости билетов в две стороны (от места обучения к месту проживания студента — если дом расположен в другом населенном пункте);
  • на покрытие финансовых затрат на покупку предметов первой необходимости и оборудования;
  • на единоразовую помощь (от 500 рублей) от учебного заведения после окончания обучения (это не касается учащихся, которые продолжают учиться на дневной форме).

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

  • систематические медосмотры;
  • процедуры для оздоровления;
  • диспансеризацию;
  • путевки в оздоровительные лагеря;
  • санатории или курорты (по медпоказаниям).

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав.

Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств.

Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

  • органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям без родительского попечения квартиру либо дом, которые имеют все необходимое для проживания;
  • как только сирота станет совершеннолетним, он имеет право вернуться в жилье, в котором проживал до отъезда в учебное заведение, на военную службу, в места отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • государственный орган по защите жилищных прав должен следить за сохранностью недвижимого имущества малолетних детей-сирот и составлять реестр таких детей при достижении ими 14-ти лет;
  • если жилье, которое принадлежит малолетнему сироте, передавалось по договору специализированного найма, через пять лет ребенок сможет изменить его на договор социального найма, который позволяет законно приватизировать данное жилье;
  • малолетний сирота, у которого нет зарегистированного за ним жилья, после окончания учебного заведения, завершения военной службы или освобождения из тюрьмы имеет право получить жилье без очереди.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил — передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего.

Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно — социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия.

Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной — начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах — оплату путевки оплачивает государство.

Источник: https://SemPravorf.ru/deti/ostavshiesya-bez-popecheniya-roditelej.html

Сироты и дети оставшиеся без попечения родителей: разница понятий, права и льготы

Дать определение понятиям как дети сироты

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало – социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Дать определение понятиям как дети сироты

Добрый день, дорогие домоседы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – наша тема сегодня. Как это ни прискорбно, но сегодня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно много и их становится все больше. По проведенной статистике таких деток примерно 700 тысяч человек.

статьи:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Особенности поведения детей-сирот
  • Особенности воспитания детей-сирот
  • Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста
  • Эмоциональность детей-сирот
  • Дети-сироты в доме ребенка

Весьма шокирующее число проистекает в результате нестабильной экономической и политической ситуаций в России. Где значительную часть населения составляют неблагополучные семьи с жилищными проблемами и те, кто попросту не имеет денежных средств на содержание сына или дочери.

Но вместе с тем большое число составляют и те, кого лишили родительских прав по причине аморального образа жизни (алкоголь, наркотики), неспособных должным образом воспитывать сыновей и дочерей. Из чего можно сделать вывод, что сирот при живых родителях гораздо больше, чем действительно осиротевших детей.

Мало того, что такие моменты очень часты, они еще и увеличиваются в геометрической прогрессии.
Разумеется, несовершеннолетних, по какой-либо причине оставшихся без родительской опеки, ставят на учет и затем направляют на попечение государства.

Но и здесь присутствует страшная статистика, где отмечено, что 40% выходцев из детскогодомасирот становятся преступниками, также каждый третий превращается в алкоголика и наркомана, 10-ая часть молодых людей кончает жизнь самоубийством, и только 10% впоследствии адаптируются в обществе и ведут нормальную жизнь гражданина РФ.

Особенности поведения детей-сирот

В общем-то, проблема с социальной адаптацией и взаимодействием с внешним миром в частности, далеко не единственная и не основная проблема сирот. Наряду вместе с этим наблюдается ослабление личности.

  • То есть заниженная самооценка;
  • неспособность к самоорганизованности;
  • отсутствие целей;
  • и нарушение эмоциональных проявлений.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, спустя некоторое время, становятся очень замкнутыми в себе или, напротив, вспыльчивыми, агрессивными и враждебными к окружающим. У таких деток явное затруднение с выражением потребности внимания к себе.

Они могут кричать, даже драться, выглядеть очень импульсивными и несдержанными. Но это все и указывает на то, что сиротам как никогда необходима забота, поддержка и внимание, пусть и демонстрация происходит таким печальным образом.

Ко всему прочему, несформированность поведения и характера в целом у детей сохраняется во всех возрастных категориях.

Более взрослые воспитанники детского дома профессионально непригодны, поскольку не получили в свое время должное образование и не сумели овладеть навыками, необходимыми для поступления на работу.

Зачастую тех сирот, на ком больше всего отразилось пребывание в приютах и которые имеют открытые проблемы с социумом, приводящие к задержкам формировании личности, клеймят «педагогически запущенными».

Особенности воспитания детей-сирот

Поскольку сиротские дети не получают образовательной программы на должном уровне и внимания к интеллектуальным способностям, у них отмечены:

  • Рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание;
  • Слабая память;
  • Отсутствие различных аспектов мышления;
  • Частичное или полное отсутствие познавательного процесса.

Естественным образом такие дети-сироты сильно отстают в рамках школьной программы, за что, как правило, приобретают диагноз «задержка психического развития».

Однако результаты психологических тестов были таковы, что большинство сиротских ребят имеют умственные способности не ниже среднего. Но за счет слабого представления о внешнем мире и отсутствия нормального взаимодействия с обществом, на практике не могут это продемонстрировать, поскольку не имеют внутренних процессов, опирающихся на опыт или на абстрактно-логическое мышление.

Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста

Больше всего такая проблема зафиксирована у детей, имеющих средний школьный возраст.

Дети-сироты младшего школьного или дошкольного возраста часто неспособны на личностные беседы. То есть, они затрудняются с ответом на простые вопросы: «Что ты любишь? Что тебе интересно? Как ты себя чувствуешь?», поскольку просто теряются перед такими, казалось бы, дружелюбными вопросами.

На основании вышеописанного можно с уверенностью сказать, что на интеллектуальные способности детей-сирот влияет вовсе не наследственность и не нарушение центральной нервной системы, а:

  • педагогическая запущенность,
  • неподходящая атмосфера проживания,
  • отсутствие необходимого внимания со стороны взрослых;
  • отсутствие продуктивных разговоров со взрослыми.

Эмоциональность детей-сирот

Настал черед перейти к эмоционально-волевым аспектам в жизни деток, оставшимся без попечения родителей.

У многих сирот отмечена проблема в восприятии себя и своей роли в мире, также неумение устанавливать контакт с людьми, неадекватная самооценка (как правило, заниженная), отсутствие какой-либо целеустремленности, несамостоятельность, неумение работать в коллективе и порой полное отсутствие к любому сотрудничеству.

Все перечисленное можно наблюдать по множественным признакам:

  • Высокая тревожность;
  • Эмоциональная неуравновешенность (преимущественно негативные эмоции);
  • Психическая подавленность;
  • Высокая чувствительность к различным препятствиям;
  • Уход «в себя»;
  • Депрессия.

Из-за того, что в детстве дети-сироты, находящихся на попечении государства, были лишены положительных эмоций и должного воспитания впоследствии часть из них теряет всяческий интерес к жизни, становятся апатичными, слабовольными, неэмоциональными, предающими гораздо больше значения вещам, нежели чем людям.

Другая часть, напротив, становится гиперактивной, но в таком случае они подаются в криминал. Существует и другая часть, где выходцы из детского дома любыми способами стараются привлекать к себе внимание, несмотря на общепринятые нормы.

Дети-сироты в доме ребенка

В возрасте до трех, порой и до четырех лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются в дом ребенка затем, непосредственно, в детский дом.

Уже после проживания в первоначальном учреждении закрытого типа существует большая вероятность того, что у малыша возникнет «госпитализм».

Академик В.С.Мухина провела исследование, результаты которого совершенно точно показали что дети, воспитанные в домах ребенка, имеют поведение, свойственное аутисту:

  • нарушение психоречевого развития;
  • отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми;
  • неспособность играть с игрушками;
  • частичная или полная отрешенность от внешнего мира.

Также у деток младшего возраста абсолютно не имеется тяги к познанию, которая так свойственна детям их возраста. Они пассивны, малоподвижны, нередко присутствуют бессмысленные двигательные движения: держание пальца во рту или раскачивание из стороны в сторону.

В целом, дети закрыты от окружающего мира.

Разумеется, дети-сироты точно так же нуждаются в опеке, внимании, заботе и поддержке со стороны окружающих, но проявляется эта нужда несколько неадекватным образом.

Общение у сирот с людьми, конечно же, есть, но оно очень поверхностное, нервозное и скоропалительное, словно малыш торопится.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки и попечительства, приходится тяжело, поскольку им необходима любовь и ласка ничуть не меньше, чем тем, кто воспитывается в полноценных семьях.

Почитайте про воспитание приемного ребенка, почему нужна помощь психолога, особенно в воспитании приемного подростка.

Хорошая статья – любовь к приемным детям и генетика.

Всего вам доброго.

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soseddomosed/detisiroty-i-deti-ostavshiesia-bez-popecheniia-roditelei-5a6dda9d9d5cb30a7092663e

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дать определение понятиям как дети сироты


Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь.

Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1].

Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

‒ право ребенка быть вместе с родителями, за исключением того, когда органы, на которых возложены полномочия, согласно судебному решению, определяют, что разъединение несовершеннолетнего с родителями необходимо в интересах ребенка.

Такое решение возможно, например, когда родители уклоняются или не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, установлено жестокое обращение с ребенком, отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и т. д.;

‒ обеспечить ребенку, который может выразить свои собственные взгляды, на вопросы, затрагивающие его права, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью несовершеннолетнему, в частности, представляется возможность выразить свое мнение в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка;

‒ признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы;

‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

https://www.youtube.com/watch?v=_c1PbuaslEg

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения решения наиболее актуальных проблем детства показала положительные результаты и нашла свое продолжение — в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства [2]. За пять лет действующей ранее стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей России.

Это говорит о том, что социальными службами и учреждениями на ранних этапах выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активно проводилась индивидуальная профилактическая работа с семьей, социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребенка и семьи в целом.

Но не всегда работа с семьей, организация социальной поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и жестокого обращения с ребенком позволяет сохранить кровную семью и ребенка в ней.

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело общегосударственные масштабы.

Дети, чьи родители ограничены (лишены) родительских прав, или же в силу других причин вынуждены покинуть семью, пополняют ряды беспризорников, предрасположены к противоправным действиям.

Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и др.

), обязаны выявлять таких несовершеннолетних и устраивать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов системы профилактики после совершения преступлений, административных правонарушений и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности.

Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично.

Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, опекунах, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие «малолетний» — несовершеннолетний, достигший 14 лет.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» [4].

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:

1) дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

‒ ограничением родителей в родительских правах;

‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;

‒ объявлением родителей умершими;

‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [5].

Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Анализируя действующее законодательство при определении статуса ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, считаю необходимым реформировать статью 73 Семейного кодекса РФ, с целью повышения актуальности института ограничения родительских прав.

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49970/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.